Обвал на фондовом рынке США продолжается. Взлет доходности U.S. Treasury до двухлетнего максимума и слухи о еще более быстром, чем ждали, подъеме ставки ФРС столкнули новую лавину продаж технологических акций. В итоге индекс Nasdaq Composite рухнул на трехмесячный минимум.
Длинные выходные (в понедельник биржи в США не работали из-за празднования Дня Мартина Лютера Кинга) дали инвесторам время подумать о перспективах политики ФРС. Выводы, к которым они пришли, стали видны еще до начала основной торговой сессии на рынке акций. Начались распродажи американских казначейских облигаций и, соответственно, рост их доходности.
У 10-летних U.S. Treasury она сразу подскочила до двухлетнего максимума – 1,85%. После небольшой коррекции рост продолжился, и к концу торгов она достигла уже 1,879%. Это уровни середины января 2020 года, то есть допандемийных времен. Доходность 2-летних U.S. Treasury, отражающая ожидания в отношении краткосрочных ставок, впервые за два года превысила 1%. По ходу дня она достигала 1,059%.
По сравнению с закрытием прошлого года двухлетки на максимуме доходности прибавляли уже 32 базисных пункта, а десятилетки – 36 б.п. И в этом, идущем с начала января сползании котировок облигаций, содержится явный намек на то, что от ФРС ждут все более быстрого повышения ставки.
За неделю, согласно CME FedWatch Tool, оценка рынком вероятности повышения ставки на мартовском заседании Федрезерва выросла с 78,9% до 93,6%. Теперь это практически полная уверенность.
Часть этого роста пришлась на резкое увеличение вероятности подъема сразу на 50 б.п., достигшей, впрочем, все еще скромной цифры 7,5%. Но слухи о том, что в марте ФРС сделает именно такой шаг, и в самом деле на рынке ходят. Их даже называли одной из основных причин распродаж облигаций во вторник.
И все же преобладающее мнение пока состоит в том, что подъем будет более плавным – на 25 б.п. Зато число повышений может оказаться заметно большим, чем три-четыре.
В пятницу глава JPMorgan Джейми Даймон уже шокировал участников рынка мнением о том, что ФРС повысит ставки в этом году семь раз. Заседаний регулятора по ставке в этом году осталось всего восемь, считая с тем, что состоится через неделю. А значит, начав подъем в марте, Федрезерв должен будет повторять его на каждой следующей встрече. К концу года это привело бы ставку, как минимум, в диапазон 2-2,25%.
На таком уровне она была летом 2019 года и это всего на шаг ниже максимальных значений за период после кризиса 2008 года. Поможет ли даже такое повышение ставки справиться с инфляцией, уже добравшейся до 7%? Вместе с достаточно серьезным сокращением баланса ФРС это не исключено, хотя разница между 2,25% и 7% все-таки все еще очень велика. Но неясно, насколько на самом деле далеко готовы будут пойти чиновники регулятора: пока они и вполовину не так «ястребины» в высказываниях, как Джейми Даймон.
Ведь при определенном стечении обстоятельств в такой ситуации можно загнать экономику в рецессию, обвалить фондовый рынок, а с инфляцией так и не справиться. Тем более что спровоцировала последнюю не только сверхмягкая денежно-кредитная политика, но и проблемы в цепочках поставок. Поддерживает ее и серьезный рост цен на товарных рынках. Производители перекладывают эти затраты на американских покупателей, а те требуют и, как подтверждает статистика, уже получают повышения зарплат. Инфляционная спираль пока только раскручивается.
Для рынка акций, впрочем, достаточно было бы и одного роста ставок, снижающего привлекательность будущих денежных потоков. Это влияет на все бумаги, но особенно – на акции роста. И инвесторы уже четвертую неделю подряд в первую очередь избавляются именно от таких, зачастую (но все же не всегда) очень высоко оцененных компаний. Во вторник вновь активно продавали акции Tesla (-1,8%) с ее текущим P/E 334,4. Meta Platforms (P/E 22,73) и Amazon (P/E 62,15) потеряли 4,1% и 2% соответственно.
Финансовые акции стали иллюстрацией разрастающихся проблем, связанных инфляцией. Еще в декабре многие были уверены, что финансовый сектор выигрывает от роста ставок и инфляции. Однако уже в пятницу отчетность банков вселила в рынок сомнения в этом, а во вторник результаты Goldman Sachs укрепили их. Его акции рухнули на 7% после того как прибыль не оправдала ожидания аналитиков. Дело в том, что операционные расходы Goldman Sachs подскочили на 23% из-за повышения зарплат на Уолл-Стрит.
И уже в который раз американские фондовые индексы упали тем сильнее, чем больше в них был вес технологических акций, от которых теперь избавляются инвесторы. Индекс Dow Jones Industrial Average упал на 1,5%, S&P 500 – на 1,8%, а Nasdaq Composite — на 2,6%.
Последний достиг минимальной отметки за три месяца. Он упал уже на 10% от исторического максимума и закрылся во вторник ниже уровня 10 января. Именно тогда, напомним, целый ряд крупных западных инвестбанков, счел, что рынок достиг дна, призвав клиентов «выкупать провал». И им удалось даже организовать небольшое ралли на рынке, стремительно превращающемся в «медвежий». Но, как это нередко бывает, покупатели получили второе дно в подарок.