Саму возможность частичного согласия на «ультиматум» МИД РФ о гарантиях безопасности России от 21 декабря президент США Джозеф Байден постарался уравновесить угрозой «доселе невиданных» санкций в виде запрета, в случае чего, российским банкам операций в долларах.
США впервые заявили о возможности частичного согласия с российскими предложениями по безопасности в Европе, однако обставили это страшными угрозами. Сегодня (по московскому времени ночью) Джозеф Байден пообещал рассмотреть возможность неразмещения стратегического оружия на Украине. Но тут же, заявив попутно о стремлении нарастить численность войск в Восточной Европе, начал грозить запретом российским банкам проводить операции в долларах.
«Две вещи, которые он (Владимир Путин. — «Эксперт») сказал мне, что хочет: первое — Украина никогда не вступит в НАТО, второе — на Украине не будет стратегического вооружения. Мы можем выработать что-нибудь по второму пункту», — заявил президент США 19 января.
Эту риторическую, но не столь и незначительную уступку он сопроводил следующим заявлением: «Если они вторгнутся [на Украину], они заплатят. Их банки не смогут иметь дело с долларом», — сказал Байден, заметив, что «он» (президент Путин) «никогда не видел таких санкций».
При этом он счел нужным отметить: «Я хочу дать ясно понять, что серьезное введение санкций в отношении транзакций в долларах или других вещей будет иметь негативные последствия также для США. Негативные последствия для мира, разрушительные — для России», — полагает Байден.
Не говоря далее о политике, попробуем воспринять угрозу всерьез и представить себе развитие событий, сделав экспресс-анализ развития ситуации. В целом сценарий запрета доллара представляется не самым вероятным. Но, тем не менее, реализуемым. О каких неприятностях говорят в связи с этим эксперты?
Первым на новости об очередных санкциях против России реагирует фондовый рынок, отмечает специалист по банковскому сектору, руководитель представительства инвестиционного фонда ANIF в России Сергей Григорян. Там уже наблюдается просадка, а курс рубля балансирует на грани пике. Очередные новости только усилят этот процесс. Тем не менее, впадать в панику не стоит. Все, что сейчас происходит на рынке, вызвано не экономическими, а политическими причинами, поэтому ситуация может измениться также стремительно в обратную сторону при урегулировании проблемы.
При дальнейшем нарастании геополитической напряженности возможно все, что угодно, полагает эксперт. Тем не менее, он не склонен думать, что какие-либо страны в мире заинтересованы в эскалации конфликта. Те санкции, которыми угрожает США, ударят и по ним тоже. Несомненно, говорит аналитик, если такое случится, курс доллара в России может взлететь, а население и бизнес столкнутся с дефицитом валюты. Но это будет краткосрочный дефицит, ситуацию можно будет смягчить примерно за одну-две недели.
Глобальных перебоев с валютой не будет даже при самом негативном сценарии, уверен Григорян. Поэтому самое глупое, что можно сейчас сделать – запаниковать на волне слухов. Не стоит пытаться избавляться от активов на бирже или бежать скупать доллары. Наоборот, сейчас хорошее время для того, чтобы приобретать подешевевшие бумаги. Валюту разумнее всего просто держать и не совершать с ней обменных операций. Для выгодной покупки сейчас не лучшее время, а для выгодной продажи курс недостаточно высок.
Но в то же время, США действительно могут ввести подобные ограничения, полагает Григорян. Причем, к ним может присоединиться и Европа. Но при таком развитии событий потери для них тоже будут ощутимы, особенно для европейских структур, у которых торговый оборот с Россией гораздо выше. Кроме того, никуда не исчезнут азиатские финансовые структуры, которые могут оказать помощь России в покупке и конвертации валюты.
Угроза запрета конвертации рублей в доллары технически достаточно реальна, полагает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. США могут запретить своим банкам и бизнесу продавать и покупать российские рубли, могут ограничить работу корсчетов российских банков в американских кредитных организациях. А ведь через них проходят расчёты российских экспортёров и импортёров, финансовые операции.
Гипотетический запрет конвертации рублей очень сильно ударил бы не только по внешней, но и по внутренней экономической жизни России, отмечает Гойхман. Российские банки и компании в таком случае не смогут покупать доллары, а может быть и евро, для импорта товаров. Поэтому ввоз товаров, оборудования, продуктов, комплектующих будет под угрозой нарушения поставок, удорожания расчётов через смежные валюты, повышения цен.
Экспортёры же столкнутся со сложностями при реализации валютной выручки для платежей в рублях внутри страны. Кроме того, усложнение расчётов с российскими компаниями может побудить иностранных поставщиков и покупателей к поиску других контрагентов, ударить по объёмам внешней торговли России, ослабить её позиции в мировой экономике. Иностранные инвесторы, ограниченные в возможностях перевода рублёвой выручки в свои валюты, станут выходить из рублёвых активов.
Для физических лиц, продолжает Гойхман, не будет свободных возможностей покупать американскую валюту для инвестиций, накоплений, поездок за рубеж и приобретения товаров у иностранных продавцов. Под вопросом окажется, например, возможность конвертировать в рубли валютные сбережения в долларах, размещенные на счетах в банках.
Всё это резко взвинтит инфляцию, курсы валют к рублю, уменьшит возможность внешних заимствований для компаний и бюджета, нанесёт огромный удар экономическому росту, технологическому развитию. Остаётся надеяться, что всё же до таких мер дело не дойдёт, заключает эксперт.
Преуменьшать последствия угрозы ни в коем случае не следует, но можно отметить, что речь идет о запрете доллара для российских банков, но не для прочих юридических лиц, не говоря уже о физических лицах. Это существенный момент. Далее, есть другие валюты корзины МВФ, используемые в международных расчетах. Наконец, мы много лет сами говорили о дедолларизации. «Эксперт» будет следить за развитием событий.