В январе 2022 года в России вступил в силу закон об уголовной ответственности за систематическое нарушение правил дорожного движения (ПДД) для водителей.
Согласно документу, за неоднократный выезд на встречную полосу или серьезное превышение скорости автолюбитель может получить тюремный срок. Ранее за подобные нарушения максимально возможным наказанием было лишение прав.
Регулярное нарушение ПДД – проблема для России. Лихачи готовы платить штрафы, покупая себе право на нарушение закона. Таким образом быстрая и небезопасная езда становится для них нормой. Дмитрий Давыдов считает, что для снижения числа злостных нарушителей ПДД необходима система штрафных баллов. Каким образом такой подход сможет работать в нашей стране, опираясь на международные практики, автор рассказал в некоммерческом проекте «20 идей по развитию России».
Система штрафных баллов применяется в ряде европейских стран. Так, в 17 из 27 стран Евросоюза балльная система за нарушение дорожных правил уже работает, следует из информации Европейского Совета Транспортной Безопасности по состоянию на 2012 год. Наибольшую эффективность такая программа показала в Испании.
Почти за двадцать лет смертность на дорогах Испании упала примерно в четыре раза: с 14,4 жертв на 100 тыс. населения в 2000 году до 3,7 погибших на 100 тыс. населений в 2019 году. Наибольшее падение показателя смертности произошло в период с 2006 по 2013 годы – почти в 2,5 раза. Именно в 2006 году в стране была введена система штрафных баллов за нарушения. Так, только за первые 18 месяцев работы нового подхода было спасено 618 жизней.
Система работает таким образом: водителю начисляют определенное количество баллов, которое он может потерять в случае нарушений или преумножить за безупречную езду. Так, при стаже вождения до трех лет начисляют 8 баллов, а для более опытных водителей – 12 баллов. Также 8 баллов начисляют водителям, восстановившимся в правах после лишения водительского удостоверения. Если водитель потратил все баллы, то действие его разрешающих документов приостанавливают на полгода в первый раз, и на год – во второй раз. От количества баллов зависит и цена страховки, так что чем меньше нарушений, тем выгоднее страховать автомобиль. Водитель за одно нарушение может лишиться от 2 до 6 баллов, но не более 8 баллов в день (при этом за очень серьезное нарушение могут лишить прав сразу же). Так, например, за выезд на встречную полосу лихачи могут потерять 6 баллов, за обгон – 4 балла, а за использование гаджета за рулем или езду без ремня безопасности – 3 балла.
Вернуть баллы можно, если пройти дополнительное обучение. Например, 6 баллов можно получить за 12-часовой курс переобучения. Однако посещать такие курсы можно только один раз в два года. Если водитель два года проездил без единого нарушения, то ему автоматически начисляются изначальные 12 баллов, а бонусные 2 балла можно получить за четыре года безупречного вождения.
Согласно статистике, за время работы системы в Испании почти 10 млн водителей лишились баллов хотя бы раз, а почти 3% из них были лишены прав за нулевой балл. Причем среди них были и те, кто потерял права дважды, трижды, четырежды и более раз. Для восстановления прав эти водителям было необходимо пройти 24-часовой курс переобучения и сдать экзамен.
Новый закон, ужесточающий наказание за систематическое нарушение ПДД, в основном опирается на серьезные нарушения и предусматривает наказание для особо злостных нарушителей. Например, за превышение скорости на 40 километров в час лихачу, который ранее был дважды оштрафован по этой статье или лишен прав, грозит тюремный срок. При этом за езду не пристегнутым или с мобильным телефоном в руках россияне по-прежнему получают символические штрафы в размере 1500 и 1000 рублей соответственно. По мнению Дмитрий Давыдова, такие штрафы у недобросовестных водителей создают ощущение, что они могут «купить» себе право «ездить как хочу». Поэтому иногда обеспеченным автолюбителям проще заплатить за нарушение, чем соблюдать правила. Кроме того, после оплаты штрафа, у водителя нет стимула улучшить навыки и манеру вождения, поскольку они могут считать, что оплатой штрафа искупают свою вину. С развитием технологий оплата штрафа и вовсе перестает быть проблемой, отмечает автор, и аналогична приобретению в интернете товаров и услуг. Поэтому существующих мер недостаточно.
Автор предлагает дополнительно к существующим правилам внедрить систему штрафных баллов за нарушения. Например, за неправильное использование звукового сигнала начислять 1 балл, а за проезд на красный свет – 8 баллов. Если в течение двух лет водитель набирает 15 баллов, то лишать его удостоверения на один год. При этом для начинающих водителей и ранее лишенных прав автолюбителей установить планку строже – максимум 8 штрафных баллов. После потери прав необходимо обязать водителя пройти дополнительное обучение и сдать экзамены. А за безупречную езду каждый год увеличивать максимально возможный кредит баллов на 1 единицу, но не более 20 баллов за все время.
Работать система штрафных баллов может на базе существующих правительственных информационных ресурсов, поэтому не потребует существенных затрат, считает автор идеи. Дополнительные данные, собранные благодаря системе, упростят работу страховым компаниям. Для государства в конечном счете такой подход станет экономически выгодным, поскольку, чем меньше нарушений на дорогах, тем ниже смертность, и меньше нагрузках на систему здравоохранения, подчеркивает автор. «По данным Всемирной Организации Здравоохранения ущерб от дорожно-транспортных происшествий для большинства стран достигает 3% от ВВП. Несомненно, при создании такого весомого сдерживающего фактора, количество нарушений заметно снизится. Значит, сократится и уровень травматизма и смертности на дорогах России», - отмечает Давыдов.
Дмитрий Давыдов создал проект в 2016 году, а в период пандемии дополнил идеи и вдохнул в них новую жизнь. «20 идей» написаны из гуманистических соображений и направлены на улучшение жизни россиян, подчеркивает автор. Однако без законодательной поддержки государства реализовать их будет невозможно. Поэтому Давыдов надеется на поддержку со стороны властей.