Главы внешнеполитических ведомств США и России провели переговоры в Женеве. Каких-либо договоренностей, тем более прорывных, Сергей Лавров и Энтони Блинкен в ходе этой, по сути, уточняющей беседы, конечно, не достигли и не могли достичь. Но все же по итогам встречи в Женеве можно сделать главный вывод: вопреки прогнозам, российско-американские переговоры о безопасности будут продолжены и, более чем вероятно, дадут какой-либо результат.
Разговор Лаврова и Блинкена длился около полутора часов. Для такого рода бесед – удивительно мало. Однако объяснение в данном случае есть, и оно простое: свои позиции стороны обозначили на трех прошедших на прошлой неделе переговорах. 10 января делегации США и России, возглавляемые замами внешнеполитических ведомств Уэнди Шерман и Сергеем Рябковым встречались в Женеве. 12 января был Совет Россия-НАТО в Брюсселе. А завершили серию встреч переговоры на уровне ОБСЕ в Вене.
В Женеве же, как заметил Лавров на своей пресс-конференции, он с Блинкеным провел «уточняющие переговоры». По словам главы российского МИД, их инициаторами были американцы. США требовалось уточнить отдельные моменты, чтобы составить письменный ответ на российские предложения по безопасности, представленные в декабре. Ранее Лавров говорил, что ответ будет дан на этой неделе. Почему произошла заминка ни он, ни Блинкен не разъяснили. Можно только предполагать, что США требовалось время, чтобы согласовать свою позицию с союзниками. Переговорам в Женеве предшествовали интенсивные дипломатические контакты. В их числе – визит главы МИД ФРГ Анналены Бербок в Москву и переговоры Блинкена в Киеве с Владимиром Зеленским.
О том, что беседа в Женеве имела промежуточный характер, на своей пресс-конференции говорил и американский госсекретарь. «Это не переговоры, это очень честный и прозрачный обмен мнениями», - так описал свое полуторачасовое общение с Лавровым его американский визави на своей пресс-конференции.
Если делать выводы по тому, что оба дипломата предпочли сказать о своем общении прессе, получается, что их разговор сконцентрировался вокруг двух тем: Украины и гарантий не расширения НАТО на восток. Лавров пенял своим западным коллегам на то, что они все время хотят свести диалог по безопасности к украинской тематике, требуя от России как-нибудь убедить их, что она не собирается нападать на соседнюю страну. По его словам, тоже самое пытался сделать и Блинкен. Тот это, в принципе, подтвердил. На своей пресс-конференции он сказал немало слов о карах, которые ждут Россию, если вторжение на Украину все-таки состоится (днем ранее в Киеве госсекретарь говорил, что в этом печальном случае последствия для РФ «будут колоссальными»). Блинкен призвал отвести российские войска от украинских границ. Лавров, в свою очередь, на своей пресс-конференции напомнил, что аналогичный российский призыв в отношении американских войск в Восточной Европе игнорируется. «Это отражает менталитет западного сообщества, которое уверено в собственной исключительности и что им можно все, а другим — если они разрешат», - охарактеризовал российский министр действия своих западных коллег в отношении постсоветского пространства.
Из слов Блинкена следует, что американская позиция в отношении российских предложений о безопасности, в целом, остается неизменной. Принимать их полностью США не будут. Но в российских предложениях есть моменты, которые американцев категорически не устраивают, а есть то, что они готовы обсуждать. Особой конкретикой на счет того, по каким вопросам все-таки будет достигнут компромисс, ни Блинкен, ни Лавров с журналистами не поделились. Госсекретарь только дал понять, что обсуждению подлежит все, кроме обязательств по нерасширению НАТО. Их Москва не получит. Между тем, переговорам предшествовало интригующее заявление Рябкова на площадке дискуссионного клуба «Валдай».
«Известная формула Бухарестского саммита 2008 года, что Украина и Грузия станут членами НАТО, это должно быть исключено, это должно быть заменено пониманием, что этого не произойдет никогда. Или в качестве альтернативы, если США возьмут на себя односторонние обязательства, что они никогда не будут голосовать за вступление Украины и других стран в НАТО, мы готовы рассмотреть эту опцию», - сказал он. Ранее Рябков говорил лишь о том, что Москву устроит отзыв бухарестской формулы. Получается, свою позицию Россия смягчила.
Как на это отреагируют США, по идее, станет ясно по прочтении американского письменного ответа на российские предложения – если его, конечно, покажут прессе. Лавров допустил, что могут и не показать: все зависит от того, какое решение примут американцы.
Тем не менее, один вывод можно сделать уже сейчас. Вопреки многочисленным пессимистическим прогнозам, российско-американский диалог по безопасности состоялся. Вслед за переговорами в Женеве последуют новые переговоры. Более того, Блинкен даже дал положительный ответ на вопрос, возможна ли в дальнейшем встреча Путина и Байдена. Словом, выражаясь словами Горбачева, процесс пошел. Только вот к какой «разрядке» и к какому «новому мышлению» он приведет, пока остается загадкой.