WSJ объяснила, почему Германия связала руки Европе в украинском кризисе

Исследование Министерства экономики ФРГ о последствиях внезапного прекращения всех поставок газа из России показало, что для поддержания нормальной жизни во время поиска других поставщиков хранилища должны быть наполнены газом не менее чем на 60%.

Читать на monocle.ru

Решение Берлина отказаться от атомной энергии, принятое еще в начале нулевых, и более позднее решение постепенно отказаться от угля, чтобы снизить выбросы СО2, привело к тому, что ФРГ сильнее соседей зависит от российского газа. Причем, нужен он не только для отопления, но и для производства электроэнергии, пишет Wall Street Journal (WSJ).

В 2022 году закроются три последние немецкие АЭС. Что касается угля, то все угольные электростанции должны закрыться к 2038 году. Не удивительно, что немцы получают одни из самых высоких в развитом мире счетов за электроэнергию.

Десятилетиями получая дешевый газ сначала из СССР, а сейчас из России, немецкие власти, естественно, не строили инфраструктуру для импорта более дорогого сжиженного газа (LNG) из США или Катара. Сейчас в Германии нет ни одного терминала для импорта LNG.

Более половины импортируемого ФРГ газа поступает из России. Причем, с учетом закрытия АЭС эти цифры скорее всего вырастут. В газовом балансе Европы доля российского газа значительно ниже, около 40%, по данным Eurostat.

Газопровод «Северный поток — 2» построен и ждет сертификации немецкими и европейскими регуляторами. С вводом его в строй количество поступающего в страну газа из России по первой очереди этого газопровода должно удвоиться.

«Решение одновременно отказаться от атомной энергии и угля сделало Германии полностью зависимой от российского газа и уязвимой в том случае, если Россия воспользуется энергетикой как оружием», — объясняет Густав Грессель из Европейского Совета по международным отношениям.

Публично канцлер Шольц несмотря на просьбы США и союзников по ЕС и НАТО ужесточить позицию Берлина по отношению к «Северному потоку — 2» и увязать его судьбу с конфликтом на Украине уже несколько раз заявлял, что газопровод, проложенный по дну Балтийского моря, является чисто коммерческим проектом и никакого отношения к политике не имеет. Однако чиновники из правительства ФРГ, отмечает WSJ, говорят в кулуарах, что в случае вторжения России на Украину газопровод не будет сертифицирован.

Москва проводит гибкую политику в отношении поставок газа странам Восточной Европы, но, как подчеркивает отставной генерал и советник канцелярии канцлера по вопросам безопасности Эрих Вад, Германия получает газ из России исправно, вовремя и в полных объемах. Естественно, в ФРГ сложился имидж России как надежного поставщика энергоносителей.

Однако Международное энергетическое агентство (IEA) в начале января заявило, что Россия частично виновата в энергетическом кризисе в Европе, и обвинило Газпром в сокращении поставок газа в четвертом квартале прошлого года, когда цены на него на континенте были очень высокие. В Кремле на все обвинения отвечают, что контрактные обязательства Газпром выполняет в полном объеме.

Газпром контролирует ряд газовых хранилищ на территории ФРГ и Европы. Естественно, в Европе, особенно в восточной и центральной ее частях, опасаются, что в случае войны на Украине и ввода против России «адских» санкций Москва может в качестве ответной меры полностью перекрыть газовый вентиль.

Цены на газ в Германии кусаются. В декабре 2021 г., по данным Федерального управления статистики, они были на 69% выше, чем в декабре 2020 года. Немецким энергетическим компаниям пришлось занимать десятки миллиардов евро, чтобы справиться со скачком цен на «голубое» топливо.

Берлин сделал очень крупные инвестиции в «чистую» энергетику, но переход от ископаемых видов топлива к возобновляемым проходит медленно и неровно. На газ в энергетическом балансе ФРГ сейчас приходится ок. 25%. По мере закрытия АЭС и угольных электростанций эта доля будет расти. Доля газа в производстве электроэнергии в прошлом году уже превысила долю 1990 года.

«Российский газ быстро заменить ничем нельзя», — заявил недавно директор RWE AG Маркус Креббер.

В 2018 году правительство Ангелы Меркель под давлением президента Трампа, угрожавшего санкциями против «Северного потока — 2», согласилось финансировать строительство как минимум одного терминала для LNG на побережье Северного моря, но после поражения Трампа на президентских выборах Берлин забыл об обещании.

Поставки газа из Нидерландов все последние годы неизменно сокращаются ввиду сокращения его добычи — голландцы не без оснований боятся, что бурение скважин вызывает землетрясения.

В 2015 году Министерство экономики ФРГ провело исследование о последствиях внезапного прекращения всех поставок газа из России. Оказалось, что для поддержания нормальной жизни во время поиска других поставщиков хранилища должны быть наполнены газом не менее чем на 60%. Однако на прошлой неделе даже с учетом в целом теплой (пока) зимы они были наполнены, по данным Газовой инфраструктуры Европы, ассоциации операторов газовой инфраструктуры Старого Света, лишь на 44%. В результате, пишет WSJ, Германия сейчас оказалась перед сложным энергетическим выбором. На кону стоят вопросы окружающей среды, последствия для населения и безопасность страны, между которыми необходимо найти баланс.