Распродажи акций в США во вторник продолжились. Несмотря на попытки выкупить падение, индексы закрылись в красной зоне, хотя и заметно выше минимумов дня. Этот январь рискует войти в десятку худших месяцев для Nasdaq за последние 30 лет, вытеснив из нее сентябрь 2008-го – время краха Lehman Brothers.
Второй день подряд продолжалась сумасшедшая волатильность на торгах акциями в США. Накануне объявления решений ФРС индексы буквально демонстрировали инвесторам американские горки. В понедельник рухнувшие поначалу акции удалось откупить, да так что Nasdaq впервые со времен мирового финансового кризиса 2008 года смог, упав более чем на 4% в течение дня, закрыть его в плюс. На этот раз вышло похоже, но менее оптимистично.
Основные фондовые индексы поначалу рухнули, а затем на рынок вышли покупатели дна. Начался бодрый отскок, могло показаться, что сценарий повторится. Но массированные распродажи акций (в первую очередь технологических) пересилить не удалось. «Волатильность вернулась, - говорила на Bloomberg Television глава отдела стратегии по акциям США RBC Capital Markets Лори Кальвасина. – У нас кардинальные изменения в политике ФРС. Инвесторы в акции, откровенно говоря, отстали в ожиданиях относительно того, что произойдет, поэтому тут есть много еще чего наверстать».
В итоге основные индексы закрылись в минусе. Nasdaq Composite потерял 2,28%, S&P 500 – 1,22%, а наименее технологический Dow Jones Industrial Average – 0,19%. Для S&P 500 это было закрытие на самом низком уровне с октября.
Но главный пострадавший, безусловно, Nasdaq. По итогам полного года (с 25 января по 25 января) он уже в минусе (-0,71%). И теперь этот индекс показывает худшую динамику, чем в январе 2008 года.
Тогда к вечеру 25 января снижение Nasdaq в сравнении с закрытием 31 декабря составляло 12,29%. Во вторник же он закрыл торги на 13,46% ниже окончания прошлого года. Он может даже вырасти на этой неделе, но все равно показать результат хуже, чем в январе года, памятного мировым финансовым кризисом. Тогда итоговое снижение составило лишь 9,89%.
Если он закроет месяц примерно на той же отметке, что и во вторник, то это будет для него худший январь, по меньшей мере, за 30 последних лет. Месяц займет 8-е место в антирейтинге за эти годы для Nasdaq. Все участники его первой десятки – из времен известных кризисов.
Сразу 7 таких месяцев были в 2000-2001-м годах (период взрыва пузыря дот-комов). Кроме того в первую десятку сейчас входят август 1998-го, а также октябрь и сентябрь 2008-го. Последний рискует быть вытеснен из нее январем 2022-го. Но если вспомнить, что происходило в том сентябре, – а это был месяц эпохального краха Lehman Brothers – то можно понять, что рынок акций уже оценивает происходящее по кризисным меркам.
И сумасшедшие скачки индексов это только подтверждают. В «мирное время» они себя так не ведут. Признак нехороший. Ведь ФРС еще даже не начала поднимать ставки, а рыночный консенсус близок к полной уверенности, что в среду этого и не произойдет. А уже появились симптомы паники. Это грозит, как минимум, дальнейшим расширением продаж далеко за пределы акций технологического сектора.
«Риски снижения от ужесточения денежно-кредитной политики выше, чем в прошлом. Боль до сих пор была локализована в акциях с высокой оценкой, но назревают признаки более широкого ухода от риска», — цитировало во вторник CNBC главу отдела стратегии по ценным бумагам и производным инструментам Barclays Маниша Дешпанде. ФРС же сейчас из-за высокой инфляции ограничена в возможных действиях и допустимой риторике, которые, быть может, и могли бы поддержать рынок в среду.