Российский министр иностранных дел, выступая в Госдуме, послал Западу недвусмысленный месседж о том, что безопасность России и ее граждан – безусловный приоритет, и она будет надежно обеспечена при всех обстоятельствах
Запад находится в «военном угаре» и готов пойти на провокации вокруг Украины, а Россия готова к любому развитию ситуации. Несмотря на это, письменный ответ на российские предложения по безопасности будет получен, и если он Россию не устроит, она оставляет за собой право принять меры. Примерно так можно вкратце описать содержание речи Сергея Лаврова в Государственной думе.
Выступление министра иностранных дел на правительственном часе в парламенте, как заведено в России, адресуется не столько депутатам и вообще внутрироссийской аудитории, сколько загранице. И особенный смысл речь Лаврова приобретает в нынешней обстановке. Накануне редкое из претендующих на общемировое влияние американских или европейских медиа не трубило о тревожных новостях, связанных с Украиной, где, если судить по информационной картинке, вот-вот вспыхнет новая мировая война.
Но вот что интересно: параллельно этому, со ссылкой, по большей части, на анонимные, но очень информированные источники, заявлялось, что США все-таки скоро дадут ответ на декабрьские российские предложения по безопасности. редложения эти, напомним, содержат несколько ключевых пунктов: Запад (а точнее, США) должен дать юридически обязывающие гарантии не расширения НАТО на восток, отвести войска от российских границ и принять меры по разрядке напряженности в отношениях с Россией.
После получения американского ответа, как предполагалось, что-то в мировой информационной повестке должно измениться. Или угроза войны куда-то исчезнет, или, наоборот, повторится история из известного голливудского фильма «Хвост виляет собакой». Там, если помните, политтехнологи, решая сиюминутные пиар-вопросы, на пустом месте взвинтили международную обстановку до такой степени, что в итоге дело закончилось реальным военным конфликтом.
И вот сегодня, 26 января, выступая на правительственном часе в Госдуме, Лавров подтвердил главное. Он сказал, что ответ США на российские предложения, который они обещали дать, будет получен на этой.
«Если конструктивного ответа не последует, и Запад продолжит свой агрессивный курс, то Москва предпримет необходимые ответные меры. В любом случае все должны исходить из того, что безопасность России и ее граждан — безусловный приоритет, и она будет надежно обеспечена при всех обстоятельствах», — четко сказал Лавров.
Он пояснил, что в Москве будут считать неконструктивным ответом любую попытку заболтать российские предложения.
«Замотать наши проекты в бесконечных дискуссиях — а такая линия отчетливо просматривается, особенно в попытках сбросить всю эту тематику в ОБСЕ, либо путем настойчивых призывов Евросоюза найти и ему место в этих дискуссиях — мы не дадим», — пообещал министр.
Речь Лаврова и его ответы на аккуратные, выдержанные под стать словам главы МИД, вопросы депутатов можно условно разделить на три части. В одной он обличал Запад. В другой — говорил о российских союзниках (ничего оригинального: главный наш друг, как нетрудно догадаться, Китай, который, по словам Лаврова, наряду с Россией, относится к числу «инакомыслящих, которые проводят самостоятельную политику»). В третьей — не приводя конкретики, намекал, что у России имеется свой арсенал методов воздействия на Запад.
Редкая речь Лаврова обходится без многозначительных метафор. Эта не стала исключением. Говоря о российской армии, он привел американскую поговорку: когда кольт в кармане, с тобой начинают разговаривать вежливее. Лавров остался верен прежней тактике российских властей: молчать о своих «кольтах» и говорить о «кольтах» Запада. Благо, там о возможных мерах воздействия на Россию было сказано очень много.
«Насчет санкций — мы видим, что наши западные коллеги без преувеличения находятся в каком-то таком военном угаре. Только об этом и говорят: накажем, вы нападете, мы накажем, спасем Украину, мало не покажется», — удивлялся министр, заверив, что Россия готова к любому развитию ситуации.
Лавров также подтвердил, что если США не захотят, чтобы их ответ был опубликован, Москва на это пойдет.
«Но суть их реакции, содержание их реакции на наши документы, конечно же, заслуживает того, чтобы общественность в России и в других странах об этом была проинформирована. Я уверен, что это сможем сделать», — сказал министр.
Можно сказать, что таким образом Лавров прокомментировал публикацию The Washington Post. В ней, со ссылкой на источник в Госдепе, говорится, что США уже обратились к России с просьбой не раскрывать содержание американского ответа на российские предложения. Если это верно, то получается, что на встречу Вашингтону Москва готова пойти до известного предела, с оговорками. Впрочем, таким же, вероятно, будет и американский ответ на предложения России.