Ситуация с пробками на дорогах Москвы вновь оказалась под пристальным вниманием на фоне обильных снегопадов и гололедицы, из-за которых в январе 2022 года в столице объявили желтый уровень опасности.
Вариант решения проблемы дорожных заторов предложил Дмитрий Давыдов. Опираясь на успешный опыт зарубежных стран, автор считает необходимым закрепить платный проезд по улицам Москвы. Как реализовать эту меру борьбы с заторами Давыдов рассказал в некоммерческом проекте «20 идей по развитию России».
Первое место в мире по загруженности дорог Москва заняла уже в 2020 году, следует из данных рейтинга TomTom Traffic Index. Другие российские города сильно отстают от столицы, так Новосибирск занял 9-е место, Санкт-Петербург - 12-е место, а Самара – 20-е место.
В течении рабочего дня на дороги Москвы выезжает примерно 3,5 млн автомобилей, следует из данных департамента транспорта столицы. В час-пик число машин достигает 550 тысяч. При этом стоит учитывать и транзитный транспорт, на который приходится от 150 до 250 тысяч машин в зависимости от дня недели и прочих факторов. Средняя скорость машины в Москве составляет примерно 30 км/ч.
Кроме того, большое количество автомобилей разрушительно влияет на экологию. Более половины выбросов парниковых газов приходится всего на 15 городов, один из которых – Москва, следует из исследования, опубликованного изданием Frontiers in Sustainable Cities. Российская столица ежегодно выбрасывает в атмосферу более 110 млн тонн углекислого газа. По оценкам авторов исследования, 70% «московского» CO2 генерируется именно двигателями внутреннего сгорания. Это усиливает парниковый эффект.
Столица Великобритании тоже была мировым лидером по пробкам в конце 90-х и в начале 2000-х годов. Дороги Лондона были загружены до предела, высокие цены на парковку и схемы одностороннего движения не решали проблему. Поэтому в 2003 году мэрия города решила ввести платный проезд в центр города в рабочее время в будни с 7:00 до 19:00. Тариф установили в размере 5 фунтов. Эффективность меры жители Туманного Альбиона ощутили сразу же, а вложения в технологии окупились за два года. Многомиллионный доход от сбора против пробок инвестируют в развитие транспортной инфраструктуры британской столицы. На данный момент мегаполис занимает 49 место в рейтинге TomTom Traffic Index, а базовая стоимость проезда в центральные районы города с 07:00-22:00 составляет 15 фунтов (1 500 рублей) в день (каждый день, кроме Рождества).
Платный проезд практикуют также в Сингапуре, Стокгольме, Милане, Сан-Франциско, Дубае и список городов постоянно пополняется. Так, в Тель-Авиве власти планируют к 2024 году проработать проект и подготовить инфраструктуру к введению платы за проезд по городу.
Рост числа автомобилей негативно сказывается на ситуации с пробками в Москве и уже очевидно, что без принудительного снижения траффика проблему решить будет невозможно.
По мнению автора проекта введение специального «сбора против пробок» поможет решить проблему дорожных заторов. Этот вопрос уже прорабатывали в Москве в 2014 году, также идею обсуждали в Санкт-Петербурге, но ни в одном из городов инициатива не была реализована. Однако накопленный за это время опыт зарубежных стран показывает, что подобная мера эффективна и может быть осуществлена.
Дмитрий Давыдов предлагает ввести «сбор против пробок» в российской столице, для этого необходимо выделить бюджетные средства на установку систем фиксации автомобилей, например, камер. А также разработать механизмы оплаты. Вложения окупятся за счет непосредственно «сбора против пробок», их можно будет направить на развитие транспортной инфраструктуры.
Реализацию идеи стоит разделить на этапы. На первом – установить базовый тариф на проезд по всей территории Москвы внутри МКАДа в размере 100 рублей (по предоплате). Плату взымать в период с 07:00 – 22:00, кроме выходных и праздничных дней. Исключение следует сделать для общественного транспорта, такси, мотоциклов, автомобилей экстренных служб и электромобилей, которые смогу передвигаться по городу бесплатно. С учетом среднего заработка москвичей – 105 тыс. рублей (по данным столичного Росстата за январь-октябрь 2021 года), - такая сумма для жителей города будет несущественной. При этом для людей с инвалидностью и пенсионеров, а также других социально уязвимых слоев населения, можно предусмотреть льготы и скидки. На следующих этапах реализации проекта - тариф, зоны и время действия сбора, а также типы облагаемых сбором транспортных средств, в случае необходимости можно регулировать и увеличивать.
Планомерное введение оплаты позволит москвичам постепенно привыкнуть к новой мере, а финансовая нагрузка будет увеличиваться поэтапно. В итоге, как считает автор проекта, плата за проезд станет выгодной для жителей столицы, поскольку они будут тратить меньше времени и бензина на дорогу. Сэкономленные средства и высвободившееся часы горожане смогут направить на более приятные и полезные занятия. Плата за проезд станет вынужденной и привычной мерой, направленной на благо и комфорт горожан, уверен автор.
«Поскольку на подготовку и реализацию проекта могут уйти годы, а перспектив разгрузки Москвы от пробок не предвидится из-за стремительного роста транспортного потока, то действовать нужно уже сейчас», - подчеркивает Давыдов.
Дмитрий Давыдов создал проект в 2016 году, а в период пандемии дополнил идеи и вдохнул в них новую жизнь. «20 идей» написаны из гуманистических соображений и направлены на улучшение жизни россиян, подчеркивает автор. Однако без законодательной поддержки государства реализовать их будет невозможно. Поэтому Давыдов надеется на поддержку со стороны властей.