Однако ситуация в крупных компаниях и бюджетной сфере гораздо лучше, чем в среднем и малом бизнесе
В России за время пандемии значительно сократилась задолженности по зарплате. Как свидетельствуют данные о наличии и размере долгов работодателей перед наемными сотрудниками, опубликованные Федеральной службой государственной статистики, на 1 января 2022 г. суммарная задолженность составила всего 785,8 млн рублей.
При этом 1 июля 2021 года долги составляли 1511,4 млн рублей, а 1 января прошлого года —1628,3 млн рублей. Если же взять «допандемийные» данные на 1 января 2020 года, то тогда картина была гораздо печальней — 2114,2 млн рублей.
Стоит отметить, что из текущей общей суммы невыплаченной зарплаты на долги, образовавшиеся в минувшем году, приходится менее трети — 230,9 млн рублей. Долги за в 2020 год составляют 106,7 млн рублей (13,6%), а вот за более ранний период — 448,2 млн рублей (57,0%).
По федеральным округам наихудшие показатели у Южного — 137,8 млн рублей долгов. Чуть лучше положение в Приволжском ФО — 128,8 млн рублей. Затем идут Северо-Западный (128,5 млн), Сибирский (123,9 млн) и Центральный округа (121,1 млн).
Москва, будучи крупнейшим мегаполисом страны и ее экономическим центром, среди городов находится далеко не на самых худших позициях. В ней у предприятий всего 8,1 млн долгов. По сравнению с Тамбовской областью (47,1 млн), Красноярским краем (46,2 млн), Ростовской областью (43,3 млн) или Башкортостаном (42,1 млн) это совсем немного.
Если рассмотреть виды экономической деятельности по численности работников, перед которыми зафиксированы задолженности, то аутсайдером является обрабатывающее производство — 49,1%. В строительной отрасли тех, кому задолжал работодатель 15,6%. В сельском хозяйстве и сопутствующих областях — 9,4%. А лучше все дела обстоят в здравоохранении и добыче полезных ископаемых — лишь по 5,3%.
«Наличие проблем в указанных отраслях связано с госзаказами. Задержки оплаты по госконтрактам приводят в какой-то мере и к задержкам по заработной плате», — прокомментировал «Эксперту» ситуацию доктор экономических наук, заместитель заведующего кафедрой труда и социальной политики РАНХиГС при Президенте РФ Александр Щербаков.
«Задолженности по зарплате в обрабатывающем секторе могут быть связаны с тем, что он сложный сам по себе и находится в сложном финансово-экономическом положении. А со строительством — интересный момент. Это одна из передовых сфер в последние пару лет. Строительный бизнес, вообще, достаточно стабильный. Но в строительном бизнесе работает достаточно большое количество мигрантов. Застройщики используют то, что мигранты в правовом плане наименее защищенная часть работников. Пытаются их немного надуть, сэкономить на них, если выдавать зарплату, то в последнюю очередь. Так что дело в особенности кадров в данной сфере», — поделился с «Экспертом» своим мнением руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов, заметив, что проблемы в сельском хозяйстве отчасти также связаны фактором мигрантов.
В целом же на начало 2022 года долги по зарплате не могли получить менее 1% работников из учтенных Росстатом организаций и компаний. Исследование затрагивало крупный и средний бизнес, а также бюджетную сферу. Среди субъектов малого бизнеса полные данные по получить пока практически невозможно. Хотя в свете грядущей глобальной цифровизации бухгалтерского учета в ближайшие годы они также начнут появляться. Пока же ситуация с задолженностью по зарплатам в малом бизнесе похожа на айсберг, большая часть которого скрыта под водой.
Между тем, согласно опросу, проведенному в прошлом году одним из лидеров российского рынка онлайн-рекрутмента сервисом SuperJob, тремя самыми распространенными фобиями россиян в контексте работы являлись страх увольнения, задержки зарплаты и отсутствие перспектив.
«По данным нашего исследовательского центра, задержку зарплаты как один из главных стрессовых факторов на работе в июле 2021 года называли 3% опрошенных. А вот в начале уже нынешнего года 1% респондентов отвечали, что испытывают негативные эмоции в адрес начальника из-за того, что он отказывается повышать зарплату или задерживает ее», — уточнили «Эксперту» в пресс-службе SuperJob.
Получается, что в целом работники в России чувствуют себя сейчас в части зарплатных взаимоотношений с работодателем более уверенно. Эксперты сходятся, что дело тут в ужесточении государственного контроля за своевременностью начисления зарплат, так как она имеет социально-политическую важность в контексте устойчивости системы в период пандемийной турбулентности. Однако под контролем далеко не все.
«Нельзя считать ситуацию удовлетворяющей всем требованиям, но она все-таки лучше по сравнению с предыдущими периодами — и допандемийными, и пандемийными. В период пандеми работодатели стали больше обращать внимания на вопросы своевременной выплаты и размера заработной платы потому, что это связано с задачей по сокращению возможных увольнений работников. По многим причинам нужно было сохранить занятость населения на высоком уровне. Поэтому данным вопросам стало придаваться больше значение. В том числе, и со стороны госорганов, налоговой инспекции и так далее», — считает Александр Щербаков.
«Проблема заключается в том, что большая часть наших граждан работает в крупном бизнесе. Государство поддерживает в первую очередь именно этот сегмент. Он наиболее стабилен финансово и экономически. Малый бизнес сокращается. Средний, отчасти, тоже. А крупный — усиливается. Думаю, что большая часть задержек зарплаты происходит не в нем. На крупный бизнес у власти есть определенные рычаги воздействия. Он также может воздействовать на власть. Они работают достаточно тесно. У них сложились определённые взаимоотношения. Сотрудники перетекают из крупного бизнеса во власть и наоборот. А на малый бизнес власть так воздействовать не может», — заключил Олег Иванов.