Премьер Михаил Мишустин провел совещание с членами правительства о достижении стратегических целей развития к 2030 году. О технологическом рывке отчитался первый вице-премьер Андрей Белоусов. Уже в этом году он обещал вывести на трассы беспилотные грузовики и морские суда, а также запустить почтовые дроны большой грузоподъемности.
В еженедельном режиме премьер обсуждает со своими замами и главами ведомств реализацию мер по достижению поставленных президентом национальных целей развития до 2030 года. В начале января уже подробно разобрали положение дел в строительстве, науке, образовании, цифровой трансформации и спорте. Впрочем, так называемую «цифровую трансформацию» в команде Мишустина считают главным драйвером любых технологических и даже социальных преобразований.
На этот раз Андрей Белоусов все-таки сосредоточился на внедрении инноваций в промышленности и транспорте, а также в регулировании и господдержке стартапов и экспортеров. Первый вице-премьер напомнил, что в октябре прошлого года премьер одобрил 9 инициатив по реализации стратегических целей социально-экономического развития до 2030 года, заданных президентом. Эти инициативы можно разделить на три группы.
По оценке Белоусова, первая группа традиционно направлена на улучшение предпринимательского климата и условий ведения бизнеса, прежде всего в промышленности, в промышленном строительстве, наконец, технологического развития в целом. а также в сфере экспорта.
В этих сферах запланировано провести «реинжиниринг правил промышленного строительства», создать цифровую экосистему «Одно окно» для экспортеров. Кроме того, сформулирована инициатива «Взлет – от стартапа до IPO». Она направлена, по словам Белоусова, на создание системы выращивания стартапов под технологические задачи.
Первые успехи уже есть. Так, время для подготовки пакета разрешительных документов на возведение промышленных объектов сокращено в прошлом году на 2 месяца. В этом — будет сокращено еще на четыре.
По второй инициативе – цифровая экосистема «Одно окно» для экспортеров, уже оцифрованы для 3 тысяч участников проекта все виды госсубсидий. Экспортерам также предоставлен доступ к 25 сервисам, включая полностью автоматизированные моментальные услуги. Через «одно окно», по данным первого вице-премьера, можно получить 60 видов сведений из 18 ведомств. Количество сервисов в этом году доведут до тридцати. Запустят совместно с ЦБ систему расчетов для экспортеров, а число участников экспортной инициативы — до 6 тысяч.
По третьей инициативе «Взлет – от стартапа до IPO» уже функционирует система, по словам Белоусова, «предакселерации» на базе ежегодно проводимого проектно-образовательного «интенсива» «Архипелаг». В эту систему вовлекли 6 тыс. команд стартаперов. Планируется в этом году внедрить механизм «бесшовной интеграции» мер госсподдержки. То есть стартап, получивший поддержку в одном из институтов развития и доказавший успешное продвижение, по упрощенной схеме получает поддержку в других институтах развития на последующих стадиях своего роста. На эти цели будет выделено до 10 млрд руб. из госбюджета. Столько же — из частных источников.
Вторая группа правительственных инициатив обеспечит реализацию проектов-маяков и будет формировать новые рынки на основе прорывных технологий. Речь идет в первую очередь о беспилотных технологиях. Например, как уверяет первый вице-премьер, уже в этом году по трассе Москва-Санкт-Петербург запустят в постоянном режиме беспилотные грузовики российского производства. Ряд транспортных компаний к этому готовы. Правда, в первое время в кабины беспилотников будут сажать водителей-контролеров искусственного интеллекта. Но к рулю их не допустят.
Балтику будут бороздить два беспилотных судна. На Чукотке в небо для нужд «Почты России» поднимутся дроны большой грузоподъемности. Больные гипертонией и сахарным диабетом обзаведутся гаджетами, которые в онлайн режиме будут снимать показания и передавать их докторам.
По мнению Белоусова, эти инновации буквально кардинально изменят в самое ближайшее время жизнь миллионов сограждан. Как в свое время первый паровоз, пароход и автомобиль. Причем, именно отечественного производства.
Третья группа инициатив брошена на реализацию давней идеи Андрея Белоусова о превращении России в глобальный транспортный мост между Азией и Европой. Речь идет, прежде всего, о круглогодичном функционировании Севморпути. В этом году должно быть учреждено единое управление арктической трассой.
Кроме того, начнется строительство или модернизация автомобильных дорог, которые должны связать воедино Финляндию с Западной Сибирью. Не забудут и про увеличение пропускных возможностей Транссиба и БАМа.
Если судить по анонсированным планам, правительство твердо решило сделать свою деятельность зримой для широкого круга людей и более полезной (стартапы, заказы) для бизнеса. Не обойдется, как водится в российских государственных проектах развития, без «чистки». Вице-премьер Виктория Абрамченко на совещании у Мишустина потребовала, чтобы производители по всей технологической цепочке сами оплачивали, но под строгим чиновничьим надзором, утилизацию своей продукции. В случае с беспилотными грузовиками дело до этого, надо надеяться, дойдет не слишком скоро.