Лавров оценил ответ США на предложения Москвы по безопасности

Хотя главное российское предложение по безопасности отвергнуто, диалог с Западом продолжится. Россия будет вести с США и их союзниками переговоры, пусть даже по вопросам, которые она считает второстепенными. Примерно так, вкратце, можно пересказать реакцию Москвы на долгожданный американский ответ российским предложениям.

Читать на monocle.ru

Глава российского МИД решил не брать паузы и не интриговать публику. Оценку ответа на декабрьские предложения России он, в общих чертах, дал уже в четверг. То есть, на следующий день после того, как посол США Джон Салливан принес этот документ в здание на Смоленской площади. Сказав, что «по главному вопросу», то есть о гарантиях не расширения НАТО, в американском ответе «ничего позитивного нет», Лавров, тем не менее, сказал, что по вопросам, которые Москва считает второстепенными, теперь с Западом возможен «серьезный разговор».

Ту же мысль министр повторил и развил в интервью четырем российским радиостанциям – радио «Спутник», «Эхо Москвы», «Говорит Москва» и «Комсомольская правда».

«Я не могу сказать, что переговоры завершены», - однозначно объявил Лавров. Полученные ответы, по его выражению, «в западном стиле наводят тень на плетень, во многом, но там есть рациональные зерна по второстепенным вопросам». К этим второстепенным вопросам министр отнес договоренности по ракетам средней и меньшей дальности (пресловутый договор РСМД, который не действует с 2019 года), об отказе о проведении учений у российских границ, о согласовании предельной дистанции по сближению кораблей и самолетов. Словом, все то, о чем Россия и США не могут договориться уже не один год. «Хоть что-то», - сказал Лавров о предстоящих переговорах по этим «второстепенным вопросам». Он также не преминул указать, что американцы занялись плагиатом и «тот конструктив», который содержится в их ответе, «по сути заимствован из российских инициатив последнего времени».

Как объяснил министр, сейчас идет межведомственная работа по анализу ответа США и НАТО. Лавров при этом опять ненавязчиво намекнул, что именно американцев Россия считает единственно возможными партнерами по переговорам. Ответ США он назвал «практически образцовым» на фоне «идеологизированного ответа НАТО», который также был передан в МИД, и где, на сколько можно судить, больше внимания уделялось возобновлению военного сотрудничества и ситуации вокруг Украины.

Кстати, говоря о стране-соседке Лавров заявил, что «если это зависит от РФ войны не будет». Он предположил, что решение англосаксонских стран вывести семьи своих дипломатов из Киева – предвестник каких-то предстоящих провокаций, и даже допустил, что Россия пойдет на аналогичный шаг в отношении семей представителей своих дипмиссий. Следует тут добавить, что технически это будет посложнее, по крайней мере, для тех дипломатов, в чьих семьях есть дети школьного возраста. Школы при российском посольстве в Киеве нет. Значит, детям придется менять программу обучения прямо посреди учебного года.

Интересно, что Лавров связал нагнетание обстановки вокруг Украины с Китаем. Он предположил, что Запад стремится поскорее решить «донбасский вопрос», чтобы заняться своими отношениями с Поднебесной. Как может выглядеть это решение Лавров не стал предполагать.

Таким образом, спустя день после того, как США дали ответ на российские предложения по безопасности можно сделать некоторые выводы. Во-первых, теперь уже очевидно, что многое в переговорах двух стран осталось за кадром. Недаром США настояли на не публикации американского ответа. Ясно лишь, что это не постатейный ответ на российские предложения, а как сказал госсекретарь Энтони Блинкен, «набор идей». То есть, по сути некие контрпредложения, среди которых наверняка есть что-то, что до поры, до времени обе стороны считают нужным не раскрывать общественности.

Во-вторых, затевая дипломатическую игру, и Россия, и США умышленно повышали ставки. На Западе вдруг начали говорить о неминуемом скором российском вторжении, от чего, похоже, слегка в шоке оказались сами украинские власти. Не кто-нибудь, не военный эксперт и не журналист, а министр обороны Украины Алексей Резников с трибуны Верховной рады заявил, что на границе не наблюдаются никакие «существенные действия или явления», свидетельствующие о том, что российские войска вот-вот вторгнутся в страну. Впрочем, и особенно опровергать западные страшилки Владимир Зеленский не стал, что понятно. Под шумок, Украина получила от Запада давно ожидаемое летальное оружие, пусть и в не особенно больших количествах, деньги и некие туманные обещания не бросать в беде. Выражаясь словами Лаврова, хоть что-то.

Россия, в свою очередь, подчеркивала, что российские предложения – не меню, где можно что-то выбирать, а что-то игнорировать. И Лавров, и его зам Сергей Рябков говорили Западу: или принимаете все, включая юридическое обязательство не расширять НАТО, которое должно быть закреплено в решении саммита альянса, или не принимаете ничего – тогда Москва оставляет за собой право на свободу действий. Теперь же выясняется, что российские предложения предполагают некоторую вариативность в плане дальнейшего переговороного процесса. В свою очередь, ОБСЕ, как оказалось, может также включиться в обсуждение ключевого вопроса, который поднимает Москва. В частности, Лавров объявил, что посылает запрос странам, подписавшим Астанинскую декларацию и Хартию европейской безопасности. Цель – получить разъяснения, как согласуется с положениями этих документов, принятых на уровне ОБСЕ, расширение НАТО на восток.

Все это заставляет предположить, что изначально и российские инициативы по безопасности, и переговоры по ним были способом подтолкнуть явно забуксовавший диалог с Западом. Говорить о том, что эта тактика достигла успеха, по меньшей мере, рано.

Впереди еще долгие переговоры. Недаром Лавров напомнил, что только на изучение российских предложений по безопасности у Запада ушел месяц.