Пенсионный фонд и Фонд социального страхования хотят объединить. Вместе с причитающимся им взносами.
Правительство намерено объединить Пенсионный фонд (ПФР) и Фонд социального страхования (ФСС). По замыслу правительства, переход на общую базу выплаты страховых взносов на пенсионное и социальное страхование для работодателей позволит увеличить размер ряда социальных выплат для населения в полтора раза. Однако, при более внимательном рассмотрении предложенных изменений, становится понятно, что в целом они носят технический характер, а объем выплат граждан останется прежним, говорят специалисты.
Новая организация получит и новый организационно-правовой статус — внебюджетный фонд. Реформа, пишет «Комменсантъ» со ссылкой на собственные источники, сделает получение социальных услуг более удобным за счет объединения их административных функций в рамках единой цифровой платформы. Работа над объединением уже началась, а к 2023 году будут унифицированы отдельные положения об уплате страховых взносов работодателями в ПФР и ФСС.
Координировать работу нового фонда будет Минтруд, но в структуре его управления появится принципиально новый орган — наблюдательный совет, в состав которого войдут представители работодателей и профсоюзов, Совета федерации и Госдумы, вице-премьер — координатор РТК, глава Минтруда и председатель фонда. В компетенции совета будут вопросы стратегического развития фонда: размер страховых тарифов, использование резервных средств фонда, формирование его бюджета и рассмотрение кандидатур на место председателя организации.
Административные расходы на работу нового фонда (выплату зарплат сотрудникам, содержание имущества и обслуживание IT-систем) не должны превысить примерно 1% от их расходов. В то же время в Минтруде надеются на экономию бюджетных средств счет эффекта масштаба, а также с помощью сокращения расходов на управленческий аппарат будущего фонда. Основная масса сотрудников и ПФР, и ФСС (в сумме — более 130 тыс. человек по всей стране) при этом должны остаться на своих рабочих местах или быть переопределены на новые позиции в обновленной структуре фонда.
По информации издания, Минтруд рассчитывает внести федеральный закон об объединении фондов на рассмотрение Госдумы уже в весеннюю сессию — чтобы летом можно было подготовить проект объединенного бюджета фонда на 2023—2025 годы. Помимо этого документа, ведомство также разработало пакет поправок к Бюджетному и Гражданскому кодексам и ряду федеральных законов — работа над ними также будет идти уже в этом году.
Эксперты указывают: по всей вероятности, появление новой организации по факту мало что изменит, за исключением технической составляющей ее функционирования. Предполагается, что эволюция Социального фонда будет напоминать развитие ФНС, который, действуя в рамках своего штатного расписания, постоянно принимает на себя новые функции, в то время как старые сокращаются, в том числе за счет цифровизации.
Обсуждаемая в течение 10 лет реформа социальных страховых фондов наконец-то объявлена, констатирует преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами Валерий Корнейчук. С учетом разработки единой цифровой платформы (ЕЦП) и объединенной базы данных, сокращения численности управленческого аппарата и количества используемых площадей, объединение ПФР и ФСС в Социальный фонд принесет бюджету ежегодную экономию в размере примерно 50 млрд рублей, говорит он.
По словам эксперта, для работодателей в числе плюсов от объединения будут унификация отдельных положений тарифной политики ПФР и ФСС и создание единой формы отчетности. Платежи, которые раньше отчислялись в разные фонды, будут заменены единым социальным взносом.
Из минусов Корнейчук отмечает то, что в дальнейшем предполагается обязать работодателей платить социальные взносы и за сотрудников, работающих в рамках гражданско-правовых договоров. Сегодня работодатели, заключившие договора подряда с работниками, имеют право не платить взносы в ФСС по нетрудоспособности и материнству, а взносы за травматизм и профзаболевания начислять только в случае, если это прямо предусмотрено договором. Изменение этого положения в соответствии с предложениями кабмина увеличит доходы социального фонда.
Что касается работников, то для них плюсы очевидны: увеличение размеров выплат по обязательному социальному страхованию (в частности, размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком и пособий по временной нетрудоспособности). Для сотрудников, работающих по договорам подряда, это появление страхового покрытия для выплат по больничным листам и профзаболеваниям, а также по несчастному случаю.
В целом же, реорганизация ПФР и ФСС в одну структуру в рамках ЕЦП сделает получение социальных услуг более удобным и доступным, уверен аналитик.
В самом деле, соглашается первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал, объединение ПФР и ФСС в одну организацию упростит отчисление соответствующих платежей предприятиями и индивидуальными предпринимателями, а также — что стало в последнее время весьма важно — самозанятыми лицами. Унификация отдельных положений об уплате страховых взносов работодателями в фонды — это экономия времени и, возможно, расходов на соответствующий персонал.
При этом эксперт уверен, что слияние — только первый шаг на пути к совершенствованию системы социальных отчислений. Это хорошая новость и для работодателей, и для работников. В будущем система социальных отчислений, в идеале, должна быть автоматизированной, более прозрачной и понятной.