Только в живом разговоре, в данном случае с представителем девелоперского бизнеса Дмитрием Ступиным, можно понять, насколько кардинальным образом минувший год изменил бизнес-среду. Как всегда в конце года, «Эксперт» провел серию мини-интервью с предпринимателями, работающими на потребительском рынке, одно из которых мы публикуем ниже.
— Чтобы компенсировать турбулентность внешней среды, мы фокусируемся на повышении точности прогнозирования и понимания собственного продукта. Я бы выделил несколько ключевых изменений. Первое — формирование целеполагания на уровне архитектурной программы здания. Это позволяет создать настоящий бизнес-план, а не его квазивариант, с уже зафиксированными в ходе проектирования параметрами будущего дома. Второе изменение — кратное увеличение параметров, по которым мы оцениваем проект здания. Раньше их было 14, теперь около ста. Третье изменение — мы по косточкам «разобрали» монолитный каркас, который является самой затратной статьей строительной сметы. Теперь мы измеряем эффективность каждого этажа, а не здания целиком.
В период пандемии все девелоперы столкнулись с нехваткой рабочей силы из-за рубежа. Дефицит сохраняется и сейчас, но он менее ощутим по сравнению с ситуацией, сложившейся в локдаун. Тогда закрытие границ вынудило многие компании замедлить темпы строительства и спровоцировало резкий рост стоимости строительно-монтажных работ, который впоследствии сказался на конечной цене недвижимости.
Другой фактор, повлиявший в 2021-м на девелоперский бизнес, — удорожание стройматериалов. За год их средневзвешенная стоимость увеличилась на 30 процентов. В рекордсменах — арматура и минеральная вата.
Инфляция, вызванная падением рубля, вкупе с удорожанием строительных материалов и дефицитом рабочей силы безусловно, повлияла на стоимость жилья. Например, средняя цена квадратного метра в наших проектах с января по ноябрь 2021-го приросла на 18 процентов — с 88 до 104 тысяч рублей за квадратный метр.
Полагаем, что в 2022-м тренд на увеличение стоимости жилья сохранится.
Операционные результаты четвертого квартала подводить пока рано. Однако по итогам девяти месяцев 2021 года поступления от продаж увеличились на 22 процента по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Объем ввода вырос на 82 процента и достиг 220,8 тысячи квадратных метров.
В 2021 году «Брусника» начала строительство 25 объектов, пять из них — на новых площадках. Мы значительно — на 68,5 гектара — нарастили земельный банк (в том числе в московском регионе, в общем объеме земельного банка он достигнет 20 процентов). В июне мы вышли в седьмой регион присутствия, заключив соглашение о реализации масштабного инвестиционного проекта в Омске. Он рассчитан на 13 лет и предполагает строительство более 300 тысяч квадратных метров жилья. В 2022 году «Брусника» будет усиливать присутствие в московском регионе и развивать новые площадки в городах присутствия. В целом следующий год, вероятно, станет годом комплексного развития территорий. На наш взгляд, сегодня это самый эффективный инструмент преобразования депрессивных районов.