Пузырящийся рынок продолжает радовать трейдеров.
Предпоследние торги из периода ралли Санта-Клауса отметились новыми рекордами. Индекс Dow Jones Industrial Average прибавил 0,68% и закрылся на максимальном уровне в истории (36585,06). Индекс S&P 500 также показал рекордное закрытие, поднявшись на 0,64% до 4796,56 пункта. Nasdaq Сomposite вырос на 1,2%.
Не особо перспективные торги были быстро разогреты акциями Tesla. Неожиданно сильные данные о продажах электромобилей в 4 квартале привели к взлету котировок на 13,5% за день, повлияв на динамику S&P 500 и Nasdaq Сomposite. За Tesla потянулись и традиционные автопроизводители Ford Motor и General Motors, акции которых прибавили 1% и 4% соответственно.
Но главным событием дня стал новый исторический максимум акций Apple. Они ненадолго выросли на 2,7%, доведя ее рыночную капитализацию до $3 трлн. Apple стала первой американской компанией, преодолевшей эту планку, утроив свою оценку менее чем за четыре года. Но на закрытие торгов Apple стоила уже немного меньше $3 трлн.
Вообще, акции Apple и Tesla в 2021 году, по расчетам Goldman Sachs, вошли в TOP-5 по влиянию на S&P 500, обеспечив 8,1% и 2,9% от его прироста соответственно. Все же вместе пять самых «влиятельных» (Microsoft, Apple, Alphabet, NVIDIA и Tesla) дали 32,6% от доходности индекса. Первые 25 компаний были ответственны уже за 55,1%.
На все остальные без малого полтысячи акций пришлось менее половины роста S&P 500. Некоторые аналитики видят в таком распределении результатов признаки внутренней слабости рынка и готового лопнуть «пузыря». Накануне Нового года Bloomberg цитировало главного инвестиционного директора Leuthold Group Дуга Рэмси, который отметил, что когда накануне Рождества индекс S&P 500 закрылся на историческом максимуме, 334 акции на Нью-Йоркской фондовой бирже, достигли 52-недельного минимума. Это более чем вдвое превышало число бумаг, переписавших годовые максимумы. По его словам, подобных случаев было всего три в истории – и все они зафиксированы в декабре 1999 года (за 3 месяца до взрыва пузыря «дот-комов»).
Между тем облигационные рынки уже готовятся к ужесточению денежно кредитной политики. Даже без всяких признаков «пузырей» это была бы не лучшая обстановка для многих акций. Доходность казначейских облигаций росла в первый торговый день 2022 года на приливе оптимизма относительно экономики. Укрепились ожидания трех и более повышений ставок ФРС в этом году, что вело к продажам. Доходность двухлетних бумаг вышла на максимум с марта 2020 года (0,8%), а 30-летних достигла 2%.
На фоне инфляции, достигшей в США 6,8% (максимум с июня 1982 года), это огромные отрицательные реальные доходности. И даже после нескольких повышений ставки денежно-кредитные условия все еще останутся мягкими. Способна ли будет ФРС поднять ставки до уровня, позволяющего обуздать инфляцию, но не обрушить при этом экономику в рецессию, остается пока вопросом. Трейдеры продолжают закладывать в котировки все большую вероятность повышения ставки на мартовском заседании ФРС или даже раньше. И если еще в ноябре она оценивалась примерно в 10%, то сейчас уверенно превышает 60%.
Однако для многих все это очень отдаленная перспектива. Пока что сезонность американского фондового рынка голосует за рост. 4 января – последний день ралли Санта-Клауса, но и вся первая неделя года нередко заканчивается в плюс. В понедельник аналитики Bank of America объяснили это тем, что инвесторы стремятся заставить новые деньги работать. Они обнаружили, что индекс S&P 500 рос в первую неделю года 11 раз за последние 13 лет, а средний прирост составил 1,6%, и теперь ждут продолжения ралли.