Рынок коллективных инвестиций продолжает развиваться бурными темпами. Уже в сентябре приток средств частных инвесторов в ПИФы превысил рекордный показатель всего 2020 года. Об итогах прошедшего года и перспективах рынка ПИФов в 2022 году мы беседуем с генеральным директором крупнейшей российской управляющей компании «Сбер Управление Активами» Евгением Зайцевым.
Как вы в целом оцениваете итоги 2021 года для рынка коллективных инвестиций, и для «Сбер Управление Активами», в частности?
Главный итог в том, что рынок доверительного управления продолжает расти, несмотря даже на повышение ставок по вкладам и сохранение нестабильности, связанной с пандемией. По нашим оценкам, объем рынка доверительного управления по итогам 2021 года превысил 2,2 трлн рублей, увеличившись на 8%. Основным драйвером роста уже не первый год выступают розничные инвесторы. Объем их средств под управлением продолжает расти двузначными темпами.
Если говорить о каких-то трендах, то можно сказать, что инвестиционные инструменты в целом входят в финансовый обиход людей. В этом году мы не видели периодов, когда управляющие фиксировали бы чистый отток из фондов (то есть люди выводили бы денег больше, чем вкладывали). Надо сказать, что мировая экономика и общество в целом еще не вернулись к нормальному «допандемийному» состоянию. Но ни новости о появлении новых штаммов, ни довольно серьезное снижение рынка, которое было в конце года, не повлияли на настрой людей, которые передают свои деньги в доверительное управление.
Что касается непосредственно «Сбер Управление Активами», то уже на протяжении четырех лет подряд нам удается удерживать лидерство среди российских управляющих компаний по объему средств в управлении — мы первыми перешагнули планку в 1,5 трлн рублей. Важно, что растем мы за счет доверия со стороны именно розничных инвесторов. Активы наших частных клиентов увеличились почти на 30%. Такой прирост обеспечен как новыми деньгами от клиентов, так и ростом активов уже вложенных ими средств. Таким образом, клиенты и заработали, и принесли новые деньги.
Если отвлечься от сухих цифр, то в качестве одного из главных достижений я бы выделил репозиционирование нашего направления по работе с крупным капиталом. Это high net worth individuals. За прошлый год мы проделали огромный объем работы, чтобы вывести это направление на качественно новый уровень. Мы предложили клиентам совершенно новый и максимально индивидуальный формат обслуживания. И результаты не заставили себя ждать. Активы в доверительном управлении средствами состоятельных клиентов по итогам года показали наиболее динамичный рост — более 55 млрд рублей в абсолютных цифрах.
В 2021 году наблюдался серьезный отток средств из облигационных фондов. Это вполне объяснимо: повышение ключевой ставки и политические риски вызвали падение котировок ОФЗ, что негативно отразилось на доходах пайщиков. Пайщики преимущественно совсем забирали деньги или все-таки переводили их в ПИФы других категорий?
В первой половине года мы наблюдали совершенно логичный переток из наших облигационных фондов в наши же фонды смешанных инвестиций и акций. Низкие ставки и рост рынка акций спровоцировали вполне объяснимое решение инвесторов. Так что это были «хорошие» оттоки.
Вторая половина года была тревожной для облигационных фондов и всего рынка облигаций. Ускорившаяся инфляция вынудила ЦБ ужесточить денежно-кредитную политику, что и сказалось на рынках.
Инвесторы же остались верны своим предпочтениям и продолжили перекладывать средства в фонды и стратегии, инвестирующие в акции, а также в смешанные фонды. Кстати, именно в фонд смешанных инвестиций клиенты вложили больше всего средств в прошлом году, поэтому было бы неправильным говорить о том, что инвесторы совсем отказывались от облигаций, скорее они предпочитали диверсифицированный подход. Что в итоге оказалось верным решением.
Ждете ли вы «возрождения» облигационных ПИФов в 2022 году?
В 2022 году ЦБ продолжит проводить жесткую монетарную политику, чтобы вернуть годовую инфляцию к цели 4% в год. При этом существует фактор неопределенности относительно того, насколько жесткой она будет, то есть как высоко ЦБ поднимет ставку, и как долго такая политика будет продолжаться.
Наш базовый сценарий предполагает, что в этом году инфляция начнет замедляться. Во-первых, мы ожидаем постепенного разрешения глобальных логистических проблем и ослабления давления со стороны мировых товарных рынков (к примеру, по ряду важных товаров цены уже значительно снизились, началось снижение и стоимости контейнерных перевозок). Во-вторых, текущее ужесточение денежно-кредитной политики, замедление розничного кредитования и ряд макропруденциальных ограничений для банков, цель которых — охладить рынок потребительского кредитования, уже способствуют и будут способствовать снижению потребительского спроса и, соответственно, замедлению инфляции. В-третьих, государство разрабатывает ряд мер, которые будут сглаживать эффект роста цен на мировых товарных рынках и усиления глобальной инфляции. Обсуждается, к примеру, снижение импортных пошлин и субсидирование производителей. И, наконец, повышенная инфляция, наблюдаемая в 2021 году, создает эффект высокой базы, что также будет способствовать замедлению роста цен в 2022-м.
В нашем сценарии замедление инфляции позволит ЦБ начать смягчение денежно-кредитной политики, вероятно, во второй половине этого года. Это, в свою очередь, будет способствовать снижению доходностей выпусков облигаций федерального займа (ОФЗ), что приведет к росту цены выпусков и двузначному совокупному доходу в данном классе активов. Исходя из этого, мы считаем, что рынок облигаций даже привлекательнее для инвестиций в 2022 году, чем рынок акций, однако этот тренд будет более явным ближе ко второй половине года.
На Западе биржевые фонды бьют рекорды по притоку средств. Почему у нас они пользуются намного меньшей привлекательностью по сравнению с классическими ПИФами?
Биржевой ПИФы — один их самых молодых финансовых инструментов на российском рынке. Мы запустили первый российский БПИФ в сентябре 2018 года. В то время как на Западе этот инструмент существует уже не один десяток лет, и до сих пор нельзя сказать, что биржевые фонды достигли там своего потолка. Они продолжают расти.
Основные потребители БПИФов — люди, которые торгуют на брокерском счете. К брокерам в последние годы пришло огромное количество клиентов. Как правило, они занимаются stock-picking’ом, выбирая акции по-отдельности, причем основывая свой выбор на субъективных факторах — в лучшем случае, это те компании, которые просто близки человеку, и он пользуется ими в обыденной жизни, например, производители техники, гаджетов или косметических средств. В худшем, это какие-то хайповые истории вроде «друг купил акции Amazon и заработал». С повышением финансовой грамотности инвесторов и ростом их опыта они будут больше использовать именно биржевые фонды для формирования портфеля: это проще, эффективнее, и позволяет инвестировать в соответствие со своим риск-профилем.
В прошлом году был просто бум запуска новых фондов — их количество перевалило за сотню. Практически не осталось ни одной более-менее крупной управляющей компании, у которой не было бы своих биржевых ПИФов. Интерес к инструменту растет и у инвесторов. Например, активы наших биржевых фондов в прошлом году выросли вполовину и превысили 15 млрд рублей. Это все еще гораздо меньше, чем активы открытых ПИФов, активы которых у нас превышают 155 млрд рублей. Однако традиционные ПИФы существуют уже не один десяток лет. В декабре 2021 года исполнилось 25 лет самому старому в России ПИФу — «Илье Муромцу», это наш фонд.
Так что, мы видим огромный потенциал у биржевых фондов на российском рынке. Этот сегмент рынка будет расти опережающими темпами.
Кстати, вознаграждение управляющих компаний и инфраструктурные расходы в российских биржевых фондах намного меньше, чем в классических. С чем это связано? Вроде бы все процессы идентичные...
Не совсем. Вернее, совсем не идентичные. Открытые ПИФы предполагают активное управлением портфелем. Это значит, что есть управляющий, команда аналитиков и риск-менеджеров, которые тщательно изучают каждую бумагу в фонде перед тем, как купить ее или продать. Строят финансовые модели всех компаний, прогнозные модели по рынку и макроэкономическим факторам.
В случае же с биржевыми фондами задача управляющего сводится к тому, чтобы максимально соответствовать тому биржевому индексу, который фонд отслеживает. Если индекс вырос на 5%, то задача управляющего выполнена, когда биржевой фонд вырос на 5%. В случае с открытыми ПИФами — когда фонд вырос больше, чем на 5%.
Активное управление требует больше ресурсов и более высокой квалификации от управляющего, этим и обусловлена разница в комиссиях. В западных биржевых и взаимных фондах (аналог наших открытых ПИФов) такая же ситуация.
В связи с ростом доходности банковских депозитов не ждете ли вы оттока средств из ПИФов или как минимум серьезного сокращения новых вложений?
Тренд по наращиванию инвестиционных инструментов в портфелях инвесторов связан в гораздо большей степени с концептуальным переходом к другому формату накоплений. Снижение ставок по депозитам дало мощный импульс для роста интереса к фондовому рынку, однако уровень проникновения инвестиционных продуктов среди россиян все еще ниже, чем в других странах, причем не только западных, поэтому процесс перехода людей в инвестиции будет продолжаться. Очевидно, что рост ставок может повлиять на скорость этого процесса — с повышением ставок приток новых средств и инвесторов на рынок доверительного управления — да и в целом на фондовый рынок — может замедлиться. Но он точно не остановится.
К тому же фонды акций имеют меньшую корреляцию с динамикой ключевой ставки с точки зрения интереса инвесторов. Динамика ключевой ставки в большей степени влияет на долговый рынок и фонды облигаций. Депозитам даже с учетом повышения ставок будет крайне трудно конкурировать с тем, какую доходность могут принести инвестору фонды акций. Например, наши биржевые ПИФы на основные индексы рынков России и США выросли в этом году примерно на 23%. Опять же замедление инфляции в этом году позволит перейти ЦБ к смягчению денежно-кредитной политики, соответственно, потенциал роста ключевой ставки и соответственно ставок по депозитам также имеет ограниченный характер.
2022 год не обещает быль легким для фондового рынка. Из-за ужесточения денежно-кредитной политики ФРС США американские фондовые индексы вряд ли покажут столь впечатляющие темпы роста, как в последние пару лет. Немного драйверов роста и у российского рынка акций, над которым к тому же будет нависать политические и санкционные риски. В фонды каких категорий вы бы рекомендовали вкладывать средства пайщикам в таких условиях?
Предстоящий год обещает быть довольно волатильным на фондовых рынках. Рассчитывать на аналогичный рост рынков акций, который был в 2021-м, вряд ли стоит, поэтому в этом году важны динамическое управлением своим портфелем и диверсификация.
Как я уже говорил, долговой рынок в этом году, а особенно во второй его половине, смотрится даже более предпочтительно, чем рынки акций. Поэтому инвесторам в первую очередь стоит обратить внимание на фонды, вкладывающие в корпоративные облигации, как рублевые, так и долларовые.
Мы предполагаем, что потенциал роста американского рынка акций ограничен. Интереснее выглядят бумаги европейских эмитентов, так как ставки в ЕС будут повышаться позже, чем в США. Российский рынок смотрится неплохо по сравнению с другими развивающимися экономиками, ряд отечественных компаний выплатит высокие дивиденды по результатам 2021 года. Если говорить о Китае, то в этом году там пройдет 20-й съезд Коммунистической партии, где решится вопрос, останется ли Си Цзиньпин на третий срок на посту генерального секретаря, а исторически это позитивно для рынков Поднебесной. Таким образом, так называемые фонды широкого рынка акций, такие как Индекс Мосбиржи, Индекс S&P, «Добрыня Никитич», не теряют своей актуальности в этом году.
Что касается отдельных отраслей, неплохо себя будут чувствовать финансовая отрасль, рынок фармацевтики с фокусом на биофарму, сегмент производства электромобилей, компании, работающие в сфере кибербезопасности, космических проектов, а также разработок на основе искусственного интеллекта. Будет развиваться и тренд ответственного инвестирования, при котором предпочтение отдается «чистым» компаниям. Вряд ли инвесторы начнут резко избавляться от бумаг эмитентов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, но стоит иметь в виду, что движение набирает обороты, поэтому биржевой фонд ответственного инвестирования будет нелишним иметь у себя в портфеле. Инвесторы будут учитывать этот фактор при принятии решений, поэтому мы, например, в прошлом году первыми из управляющих компаний начали получать ESG-рейтинг для наших фондов.
Также, на наш взгляд, в портфеле любого инвестора должно быть золото — как защитный актив. Однако значительно наращивать его долю не стоит, так как ставки по гособлигациям США, скорее всего, продолжат расти, а золото и доходность «трежерис» обычно имеют отрицательную корреляцию.
В целом, важно помнить о диверсификации портфеля и защищать себя от высокой волатильности. В этом могут помочь биржевые фонды на разные типы активов — они уже представляют собой готовый мини-портфель из бумаг, отобранных профессионалами.