Ввод войск ОДКБ в охваченный беспорядками Казахстан стал важным, нужным и своевременным шагом. Не только для спасения жизней простых граждан этой страны, но и в преддверии российско-американского диалога о гарантиях безопасности.
В новом, 2022 году ряд западных журналистов и значительная часть их читателей узнали для себя новое слово – Казахстан. Все мировые СМИ сейчас пишут о беспорядках, которые проходят в этой большой среднеазиатской стране. Правда, по существу – то есть с разбором причин беспорядков, уровня противоречий элит, методов координации протестующих – пишут немногие. Большинство новоявленных "экспертов по Казахстану" (причем не только западных, но и отечественных) пытаются писать о знакомом и пристегивают казахстанские события к большой геополитике. В частности, к российско-американским переговорам и ситуации на Украине.
Сами переговоры, безусловно, будут главным международным событием января. Москва и Вашингтон попытаются начать согласование т.н. «гарантий безопасности». Проще говоря, правил игры в двусторонних отношениях, которые позволят сторонам избегать лишних конфликтов, ведущих прямиком к прямому военному столкновению (естественно, ядерному). Дискуссии ожидаются сложнейшие, стороны пытаются выйти на них с максимально сильными картами – и в то же время сделать все возможное для того, чтобы повыбивать у оппонентов их козыри.
Поэтому некоторые российские эксперты уже стали писать о том, что всплеск казахстанских событий был спровоцирован искусственно – на Западе – аккурат под январские встречи. Напомним, что российский президент требует от Запада оставить в покое постсоветское пространство, признать эту территорию российской сферой ответственности. И с каким лицом Владимир Путин, мол, будет говорить об российских претензиях на постсоветское пространство на фоне полыхающего Казахстана? «Нестабильность на южных границах России станет испытанием для президента Владимира Путина, который сейчас вовлечен в крайне важные переговоры с США и Европой вокруг тлеющего конфликта на Украине», - напоминает издание Bloomberg.
При всей привлекательности этой «теории западного заговора», она выглядит крайне несостоятельной. Да, в Казахстане работает множество западных фондов. Да, эти фонды обучили, профинансировали и взрастили целую плеяду молодых деятелей, видящих будущее страны под ручку с Брюсселем, а не в альянсе с Москвой. Да, западные или прозападные НПО поддержали протесты и организовали их финансирование – то есть подливали керосинчику в разгорающийся пожар беспорядков, - однако у них не было достаточно ресурсов для того, чтобы поджечь казахстанский протест. Он разгорелся силами казахских кланов, решивших пересмотреть правила транзита власти в стране.
Конечно, не так важно, кто устраивает кризис – важно кто и как его использует. И западные СМИ уверяют, что кризис в Казахстане усилил их позиции – хотя бы тем, что снял вопрос о возможом российском вторжении на Украину (которым Кремль якобы пугает американских партнеров). «Казахстан сделал российскую военную операцию на территории Украины менее вероятной. Есть две причины. Во-первых, российская военная операция может привести к внутриполитическим потрясениям как в России, так и в Казахстане. Во-вторых, Кремль теперь должен уделять больше внимания Казахстану», - уверяет Дойче Велле.
И это действительно усиливает западные позиции – если поверить, что а) Москва собиралась вот-вот устроить танковый марш на Киев и б) 3 тысячи десантников и спецназовцев, отправленных на помощь казахстанским коллегам, являют собой весь боеспособный личный состав вооруженных сил Российской Федерации. Поскольку ни первое, ни, тем более, второе не является истиной, то никакого усиления в реальности нет. В лучшем случае западные и украинские пропагандисты нашли еще одно оправдание того, почему Россия и в январе не будет исполнять их страшилки и вторгаться на Украину.
Так что "рука Запада" выглядит как-то бледно. К тому же если кто и сумел использовать нынешний кризис, так это президент России Владимир Путин. И не тем, что спровоцировал этот кризис (как пишут некоторые турецкие и украинские СМИ). А тем, что развеял опасные для всех мифы.
В конце 2021 - начале 2022 года ситуация вокруг России стала очень сильно напоминать ту, которая сложилась к лету 2008. Нейтральная реакция Москвы на революции в Грузии и на Украине вселила уверенность в том, что Кремль уходит с постсоветского пространства, что он не способен защищать свои интересы – и все это закончилось грузинским вторжением в Южную Осетию и необходимостью Москвы доказывать обратное. Сейчас – после выжидательной позиции Кремля во Второй Карабахской войне и демонстрации ангельского терпения на фоне регулярных украинских обстрелов Донбасса, - у кого-то снова начало складываться ощущение слабости России. Неспособности удержать то пространство, которое находилось под ее влиянием. И чтобы не пришлось доказывать обратное через большую войну (например, отражая украинское нападение на Донбасс), Москва продемонстрировала желание, оперативность и, что самое главное, готовность защищать свои интересы военным путем. «Русские посылают в Казахстан войска для подавления смертоносного восстания, - пишет Japan Times. – Быстрое прибытие российских солдат показало желание Кремля силой защищать свое влияние на постсоветском пространстве».
И вот с этим уже можно выходить на переговоры с американскими партнерами. А в перспективе – не только с ними. Акции России поднялись в других странах, которые претендуют на долю контроля за Средней Азией – в Турции (которая сейчас очень расстроена тем, что близкие ей люди не смогли победить в Казахстане), Китае (которому нужен надежный партнер, способный держать регион – китайских миротворцев в Средней Азии по историческим и культурным причинам не воспримут) и странах Залива, не расстающихся с мечтами об исламизации среднеазиатского региона.
Добро пожаловать в новую среднеазиатскую реальность.