Американцы просят Доху обеспечить наращивание поставок СПГ в Европу
В Вашингтон приехал с официальным визитом эмир Катара шейх Тамим бен Хамад аль Тани. В повестке переговоров между руководством США и Катара есть и энергетические вопросы. Американцы просят Доху вместе с прочими производителями газа поставлять его в Европу в том случае, если Россия в ответ на санкции Запада перекроет вентиль и оставит европейцев без «голубого» топлива. Вашингтон в качестве мотивирующей меры накануне объявил о готовности предоставить Катару статус основного союзника США вне НАТО. И Доха, конечно, не сможет откзать американцам в такой просьбе. Но вопрос в том - есть ли у Катара возможности по наращиванию поставок СПГ в Европу?
Российский газ составляет приблизительно треть в газовом балансе Старого Света. В основном он поступает по газопроводам. В Брюсселе утверждают, что с октября прошлого года поставки газа из России значительно снизились. «Газпром» утверждает, что все обязательства по долгосрочным контрактам выполняет.
В 2021 году, по данным Refinitiv Eikon, по трем главным газопроводам из России в Европу поступило в общей сложности 37,409 гВт, что меньше 41,263 гВт в 2020 г и 49,431 гВт в 2019 г. В европейских хранилищах, по данным Platts, сейчас приблизительно на 19 млрд м³ газа меньше среднего за пять лет уровня. Экономисты Platts Analytics считают, что даже если Россия продолжит поставлять газ в Европу, то к концу зимы в хранилищах на континенте его останется как никогда мало.
С другой стороны, Европа установила в январе этого года рекорд по импорту сжиженного газа (LNG). Предыдущий рекорд – ок. 9 млрд м³ был установлен в ноябре 2019 г., в прошедшем месяце же европейские страны купили 11,8 млрд м³. Почти половина (45%) LNG поступает из США.
К сожалению для европейцев, особенно рассчитывать на катарский газ им не стоит, потому что у Дохи слишком мало свободного «голубого» топлива. Львиная доля производимых эмиратом для экспорта 106 млрд м³ сжиженного газа уходит по долгосрочным контрактам в Азию. На долю долгосрочных контрактов приходится от 90 до 95% катарского газа, а спотовых – оставшиеся 5-10%. Покупатели, конечно, могут согласиться на то, чтобы часть оговоренных контрактами объемов газа ушла в Европу, но за это они потребуют компенсацию.
Эксперты считают, сообщает Reuters, что Катар может перенаправить в Европу лишь 8-10% своего LNG. Причем, даже для этого потребуется немало времени, потому что доставка газа в Европу занимает значительно больше времени, чем в Азию.
Доха планирует увеличить производство сжиженного газа на 40% при помощи расширения Северного месторождения, но этот проект начнет работать не раньше 2026 года.
Катар просит ЕС ограничить перепродажу газа европейскими трейдерами за пределы континента, в том числе и в Азию, чем они активно занимаются для извлечения высокой прибыли.
«После ценового ралли в Европе Италия перенаправила несколько танкеров с катарским газом на рынки с более высокими ценами,- объясняет Феликс Бут из энергетической компании Vortexa.- В четвертом квартале импорт газа из Катара снизился на 7 танкеров по сравнению с 2020 годом».
В Брюсселе однако считают свободную торговлю газом существенной составляющей энергетической независимости Европы. Главные производители газа и некоторые потребители винят во многом реформы двух последних десятилетий, которые не только сильно усложнили ситуацию на газовом рынке континента, но и привели к высоким ценам.
Впрочем, специалисты полагают, что Катар, если согласится на дополнительные поставки газа в Европу, не сможет контролировать конечный пункт доставки, потому что сразу после того, как он поступит в Европу, все обязательства по поводу пункта доставки становятся недействительными.
По словам старшего партнера Morten Frisch Consulting Мортена Фриша, правила в Великобритании и большинстве других европейских стран не запрещают перенаправлять LNG за пределы Европы.
Даже при наиболее благоприятном варианте, если Катар и другие производители газа сумеют поставить в Европу существенные дополнительные объемы газа, энергетические беды европейцев едва ли закончатся. Поставки LNG в Европу уже повысили использование средней 30-дневной мощности регазификации на западе и юге континента, по данным Rystad Energy, с 51% в начале января до 75%. Это значит, что у Европы ограничены мощности регазификации и хранения для того, чтобы «переварить» дополнительные объемы сжиженного газа.