Дело Валиевой: как спортивный скандал превращается в политический

США собрались преследовать россиян по «закону Родченкова»

Читать на monocle.ru

Пресс-служба Международного агентства допинг-тестирования (ITA) официально подтвердила, что награждение победителей и призеров олимпийского турнира по фигурному катанию перенесено действительно из-за положительной допинг-пробы российской спортсменки Камилы Валиевой. Однако в деле есть столько юридически тонких моментов, что его итог не очевиден. Очевидно только одно: скандал пекинской Олимпиады может очень скоро перерасти рамки спортивного и стать политическим.

Напомним событийную канву: 15-летняя Камила Валиева выиграла золотую медаль командного турнира по фигурному катанию Олимпийских игр в Пекине. Но награждение, намеченное на 8 февраля, не состоялось. Его перенесли, как со ссылкой на неофициальные источники объясняли журналисты, именно из-за Валиевой, которая не прошла допинг-тест. При этом никакой официальной информации от тех органов, которым, по идее, полагается заниматься подобными случаями (Всемирное антидопинговое агентство WADA, которым и создано ITA) не было. А сама юная фигуристка, как сообщалось, приступила к тренировкам для участия в одиночном олимпийском турнире, который состоится 15 февраля.

Когда стало ясно, что драматическая пауза слишком затянулась и слишком заполнилась слухами, предположениями и смелыми журналистскими гипотезами, компетентные органы, наконец, сказали свое слово. ITA выпустило пресс-релиз, который, по крайней мере, отчасти прояснил ситуацию.

«25 декабря 2021 года во время чемпионата России по фигурному катанию в Санкт-Петербурге у спортсменки взята проба под контролем органа по тестированию и обработке результатов Российского антидопингового агентства (РУСАДА). Лаборатория в Стокгольме, аккредитованная WADA, 8 февраля сообщила, что образец показал неблагоприятный аналитический результат (AAF) на неуказанное запрещенное вещество триметазидин (в соответствии с запрещенным списком Всемирного антидопингового кодекса классифицируется как S4. Гормональные и метаболические модуляторы). После этого РУСАДА назначило спортсменке временное отстранение, которое незамедлительно вступило в силу», — говорится в пресс-релизе. Однако уже на следующий день Валиева обжаловала это решение в дисциплинарном антидопинговом комитете РУСАДА. И в тот же день жалоба была удовлетворена. Международный олимпийский комитет, в свою очередь, обратился в Спортивный арбитражный суд. Он и должен вынести решение по делу Валиевой до 15 февраля. Если решит, что она может участвовать в соревновании — значит, претензий к российской спортсменке нет. А если примет противоположное решение — тогда грянет скандал.

Меньше всего, конечно, пострадает ITA. По крайней мере, за молчание ей никто не предъявит претензии. Валиева — несовершеннолетняя и, следовательно, подпадает под положение Всемирного антидопингового кодекса, который не обязывает раскрывать ее имя или подробности дела, в котором она фигурирует.

А вот по репутации России будет нанесен новый удар. Беспокоится нужно и конкретным лицам. «США могут привлечь россиян к ответственности в соответствии с американским законом Родченкова», — выразил в своем твиттере то, о чем пока только говорят, что называется, в кулуарах, глава Антидопинговой службы США Трэвис Тайгарт.

«Закон Родченкова», принятый в Соединенных Штатах в 2020 году, действительно позволяет возбуждать дела по фактам умышленного использования допинга, даже если эти факты имели место за пределами Америки. Более того, закон уже применялся. В январе этого года возбуждено дело против уроженца Техаса Эрика Лира. Его подозревают в том, что он приобрел препараты в Центральной и Южной Америке и передал их двум спортсменам, одним из которых была нигерийская бегунья Блессинг Окагбаре, провалившая допинг-тест на прошлогодней летней Олимпиаде в Токио. «Закон Родченкова» предусматривает наказание до 10 лет тюрьмы.

Конечно, с привлечением к американскому суду российских граждан возникнут большие юридические сложности. Но нет, как говорится, таких вершин, которые нельзя взять, особенно если появится политическая необходимость. А она может появиться, учитывая непростые отношения США с Россией и просто «холодную войну» Америки с Китаем. Желающие связать Олимпиаду в Пекине с допинговым скандалом среди американского истеблишмента вполне могут найтись.

Теперь от арбитражного суда в Лозанне (который проведет заседание в упрощенном режиме, а само решение должно быть принято до 15 февраля) будет зависеть не только судьба медалей и спортивное будущее 15-летней девочки. Оптимизм внушает то, что позиция России в данном конфликте достаточно сильная. Как указал в своем пресс-релизе российский Олимпийский комитет после 25 декабря у Валиевой брали допинг пробы. Одну — в январе на чемпионате Европы по фигурному катанию, а другую — непосредственно во время нынешних Олимпийских игр. Обе дали отрицательный результат. Основываясь на этом, можно доказать, что решение отстранить Валиеву от соревнований запоздалое и несоразмерно проступку. Естественно, Международный олимпийский комитет найдет и свои контраргументы. Главный из них — в том, что допинг, когда бы он ни был обнаружен, все равно остается допингом.

А болельщикам остается только наблюдать за этими юридическими баталиями. И сожалеть, что настали такие времена, когда победитель спортивных соревнований определяется в судах, в лабораториях и высоких кабинетах.