Директор итальянского газотранспортного оператора SNAM Марко Альвера считает, что система принятия решений, основанная исключительно на получении прибыли, привела к тому, что Евросоюз оказался не готов к зиме в этом году.
Евросоюз должен прекратить обвинять Россию в энергетическом кризисе, уверен директор итальянского газотранспортного оператора SNAM Марко Альвера. Он считает, что Европа должна покупать дешевый газом летом, чтобы избежать зимой конкуренции с Азией за сжиженный газ (СПГ).
«Если бы Европа смогла построить стратегическое хранилище на 40 миллиардов кубометров газа,- цитирует Альверу Politico,- то мы смогли бы заполнить его летом. В таком случае нам не понадобится зимой СПГ. Оно укрепит безопасность, будет действовать как амортизатор в случае роста цен и позволит Европе совместно покупать газ без вмешательства на рынке».
В течение нескольких следующих месяцев, по мнению Марко Альверы, ЕС в целом или несколько договорившихся европейских стран могут обратиться к какому-нибудь газотранспортному оператору типа SNAM с просьбой подыскать нужное хранилище или построить новое и летом, когда цены на газ самые низкие, организовать открытые аукционы для его заполнения.
«(В Европе) Уже имеется много хранилищ, но торговцы газом не хотят их заполнять,- объясняет директор SNAM ситуацию.- «Почему я должен покупать сейчас (газ) по 70 евро для хранения, если, может быть, следующим летом появится новый штамм COVID и цены вернутся к 20 евро»?»
Система принятия решений, основанная исключительно на получении прибыли, привела к тому, что Евросоюз оказался не готов к зиме в этом году, уверен Альвера. Он также считает, что подобная ошибка больше не должна повторяться. Особенно потому, что ЕС сокращает собственную добычу газа, а в Азии аппетит на голубое топливо усиливается.
«За последние три года добыча газа в ЕС упала приблизительно на 15%, потому что Великобритания сократила добычу на месторождениях в Северном море, а Нидерланды закрыли месторождение в Гронингене,- объясняет он.- В то же самое время в Китае с угля на газ ежегодно переводят 15 миллионов домов. Это значит, что каждые два-три года к рынку прибавляется потребитель размером с Францию».
Это также означает, что объем газа, который можно купить на рынке, сокращается. Подобная ситуация продлится, по мнению Марко Альверы, до середины века, потому что планета всерьез намеревается сократить использование угля. Отказ от угля приведет к повышению спроса на газ.
Италия сейчас оказалась как бы в стороне от бушующего на континенте энергетического кризиса благодаря наличию стратегического хранилища с 4,5 млрд кубометрами газа, заготовленных заранее для использования в критических ситуациях. К этому следует добавить азербайджанский газ, который идет на полуостров по Трансадриатическому газопроводу (ТАР) по долгосрочному контракту. Такая предусмотрительность позволила Риму платить в 2021 году меньше за энергоносители и даже экспортировать излишки газа соседям, оказавшимся в тяжелом положении.
Еврочиновники же ввиду рекордно низкого количества газа в хранилищах бросились этой зимой покупать газ в последнюю минуту у его производителей типа США и Катара, а также сильно переплачивать уже оплатившим танкеры с СПГ азиатским потребителям за то, чтобы они перенаправили корабли с газом в Европу.
Марко Альвера не согласен с теми в Брюсселе, кто обвиняет в нынешней тяжелой ситуации Москву за то, что она слегка прикрутила задвижку. «Газпром» четко выполняет все обязательства по долгосрочным контрактам, но не отправляет в Европу дополнительные объемы голубого топлива.
««Газпром» не проводит аукционы по спотовой продаже газа,- разъясняет глава SNAM,- но спотовые объемы составляют лишь маленькую долю рынка».
В январе в Европу поступило меньше газа из России, потому что клиенты «Газпрома» не заказывали дополнительные объемы ввиду декабрьского скачка цен, когда цена мегаватт/часа поднялась до рекордных 188 евро.
Несмотря на сложную обстановку Альвера уверен, что цены на газ стабилизируются благодаря мягкой зиме. Если в марте не будет сильных холодов, то Европа более-менее спокойно доживет до лета.
«Если мы сможем дотянуть до марта,- говорит он,- то следующей зимой обстановка будет лучше».
Но только в том случае, если Брюссель последует примеру Италии.