Российские депутаты намерены обратиться к Владимиру Путину с просьбой признать независимость ДНР и ЛНР. Российский президент, скорее всего, их просьбу примет — но пока не реализует.
В феврале Совет Госдумы должен будет решить судьбу одного из самых важных, пожалуй, документов за последние месяцы — обращения к президенту Российской Федерации Владимиру Путину о признании независимости Донецкой и Луганской Народных республик. Чисто теоретически никаких препятствий на пути принятия этого обращения нет — все парламентские партии выступают в поддержку Народных республик Донбасса, а ряд депутатов регулярно говорит о необходимости их признания. При этом опять же чисто теоретически обращение не означает признание — решение о нем должен принимать Владимир Путин. Принимать это решение, а также его последствия в виде гарантий безопасности новым независимым государствам, ввода туда российских подразделений, их вероятного присоединения к России (в отличие от той же Абхазии жители и власти ДНР/ЛНР не видят себя вне России) — и, конечно же, нового витка эскалации с Западом. И итогового решения Путин пока, судя по всему, не принял.
По мнению ряда экспертов и правозащитников, надо признавать и заканчивать всю эту семилетнюю "тягомотину" с Минскими соглашениями. Все эти годы киевские элиты уверяют, что Минские договоренности (подписанные, напомним, украинскими представителями после 16-часовых переговоров, которые Владимир Путин и тогдашние лидеры Франции и Германии Франсуа Олланд и Ангела Меркель вели с Петром Порошенко) их не устраивают, но при этом они не готовы выбрать один из цивилизованных, респектабельных вариантов: исполнять, пересмотреть, отказаться.
Украинская сторона отказывается выполнять, по сути, все сущностные пункты Минских соглашений. Они отказываются вести диалог с ЛНР и ДНР, поскольку тем самым тогда признают их сторонами конфликта, сам конфликт - гражданским. Между тем, официальным нарративом Киева является тезис о «российском вторжении», и «российских марионетках» в Донецке и Луганские. Они отказываются проводить конституционную реформу, поскольку в этом случае Украина, по сути, превратится в Федерацию и якобы распадется на части (хотя по факту всего лишь станет нейтральным государством, где русофобы не смогут диктовать свою повестку). Они отказываются проводить там выборы, поскольку их результаты покажут, что «страдающее от российской оккупации население» ненавидит украинскую власть и фактически отказывается от украинской идентичности. Что и неудивительно после продолжающихся почти 8 лет обстрелов территории ДНР и ЛНР со стороны украинской армии.
Отказываясь выполнять Минские соглашения, украинская сторона хочет их пересмотреть — но пересмотреть специфически. Дело в том, что на пересмотр соглашений возможен только при согласии всех его подписантов, а Россия (как страна-гарант) и ДНР/ЛНР (которые являются участниками соглашения под наименованием «Отдельные районы Луганской и Донецкой областей) на пересмотр не согласны. Они видят децентрализацию и федерализацию, прописанную в Минских соглашениях, единственно возможным способом реинтеграции этих территорий в украинское пространство. Да, теоретически Киев мог бы предложить иные способы реинтеграции, учитывающие интересы ДНР и ЛНР — но он этого не делает. За все это время возмущений и заявлений об «ущербности» Минских соглашений украинское руководство так и не предоставило опубликованного, всеобъемлющего и адекватного плана на замену имеющемуся Минскому формату урегулирования.
Казалось бы, если не хочется выполнять и не получается пересмотреть соглашение, то из него нужно выходить. Освободить себя от юридических оков и идти в светлое будущее. Однако на такой вариант украинская сторона тоже не согласна. Киевские политики и чиновники прямым текстом говорят о том, что в случае выхода Украины из Минских соглашений у Запада пропадает повод а) обвинять Россию в нарушении Минских соглашений и б) продлевать введенные против России санкции за якобы нарушение этих соглашений. Поэтому ради продолжения санкций, уверяют в Киеве, соглашение хоронить нельзя. Кроме того, если Украина выйдет из Минских соглашений, то формально именно она будет считаться их нарушителем. Именно ее можно будет обвинять в том, что она отказалась от переговорного пути реинтеграции Донбасса — и это развязывает руки как российской дипломатии на европейско-американском направлении, так и российским законодателям на ниве признания/присоединения ДНР.
Именно поэтому стратегия Киева сейчас состоит в том, чтобы тянуть время — а также побуждать Россию на односторонние инициативные шаги. То есть на то самое признание ЛНР и ДНР (именно одностороннее — то есть не вызванное украинской интервенцией в Народные республики или публичным отказом Киева от Минских соглашений), к которому сейчас депутаты будут призывать российского президента. Если обращение превратится в указ, то Киев не только получит основания для обвинения Москвы в срыве Минских соглашений (неважно, что они уже были мертвы — виноват тот, кто первый признал мертвое мертвым), не только возрадуется срыву российско-западных переговоров и новым пакетам санкций против Москвы, но и избавится от перспективы федерализации, а также проблемы ДНР и ЛНР. Территорий с враждебным населением, реинтеграция которых на Украину многими киевскими политиками видится уже нереальной и, в общем-то, ненужной.
Естественно, в Москве понимают все эти украинские расклады — однако все равно запускают процесс с обращением. Причиной этого, по всей видимости, является желание обеспечить себе максимальную широту маневра. Не на переговорах с Украиной (там вообще говорить не о чем), а с США и Европой. Некоторые российские эксперты уверяют, что одностороннее признание ЛНР и ДНР может стать ответом на отказ Запада от предоставления гарантий безопасности России — и это решение оказывается на столе Путина, в обойме множества других военно—политических ответов. Демонстрируя эту обойму, Россия показывает свою готовность отвечать — прекрасно понимая, что между грозными заявлениями Запада о введении санкций и самим введением огромная пропасть рациональности. США не хотят эскалации конфликта с Москвой (не случайно Байден уже заявил о том, что в случае «малого вторжения» санкций может не быть), поэтому не хотел бы, чтобы Москва начала воплощать в жизнь свою обойму.