Бизнес-омбудсмен бьет тревогу и ждет закрытия малых предприятий общепита из-за введения маркировки. Минпромторг проблемы видеть не хочет.
Во взаимоотношениях российских властей и предпринимателей наметилось очередное обострение. Речь идет о постепенном внедрении маркировки товаров в HoReCa. Это сегмент сферы услуг и канал сбыта товаров, потребляемых на месте приобретения.
Маркировка ка приговор?
Сейчас в России действует плановый переходный период, который продлится до 1 сентября 2022 года. Компании сектора могут зарегистрироваться в системе маркировки, осуществить настройку учетных систем и обучить персонал.
Бизнес уже осознал, чем ему грозит внедрение маркировки — как минимум организационными проблемами и необходимостью увеличения цен в связи с ростом затрат на маркировку. Как максимум — закрытием в связи с невозможностью выполнять государственные требования. Об этом заявил уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов.
Бизнес-омбудсмен направил письмо главе Минпромторга РФ Денису Мантурову, в котором предупредил о риске вынужденного массового закрытия предприятий малого бизнеса в сфере общепита при введении с 1 сентября 2022 года системы обязательной маркировки.
«В случае введения обязанности применения правил маркировки продовольственных товаров рынок общественного питания ждут крайне высокие риски. Если крупный и средний бизнес сможет с ними справиться, то предприятия, представляющие малый бизнес, могут столкнуться с вынужденным массовым закрытием», — сказано в тексте документа.
Под ответственность в сфере маркируемой продукции «попадет до 90% рынка общественного питания», указал Борис Титов и подчеркнул, что предприятия общепита обладают признаками конечного потребителя. Они используют продукцию для изготовления собственного продукта, а не для продажи.
Бизнес-омбудсмен напомнил, что административная и уголовная ответственность, грозящая за нарушения в части маркировки, является весомым риском для бизнесменов: за нарушения в особо крупном размере по продовольственным товарам бизнесмену может грозить в том числе лишение свободы сроком до шести лет.
Для исключения таких рисков, по его словам, требуется привлекать дополнительных сотрудников, увеличивать фонд оплаты труда и закупать специальное оборудование, что «существенно повлияет на экономику бизнеса и станет тяжким бременем для предпринимателей».
Уполномоченный в своем письме также подчеркнул, что бизнес не сможет использовать предлагаемую оператором — Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ) систему маркировки — «доверительную приемку». По ней рестораторам предлагается автоматически (без сканирования) ставить подпись под результатами сверки данных из системы маркировки и универсального передаточного документа. «В условиях риска уголовной ответственности предприниматель обязан проявить должную степень осмотрительности при приеме товара. Подписание универсальных передаточных документов без проверки продукции небезопасно для бизнеса», — заметил Борис Титов.
В Минпромторге от проблемы отмахнулись. «Учитывая проводимую всеми участниками системы маркировки работу, Минпромторг России не ожидает массового закрытия малых предприятий в сфере общепита по причине введения маркировки», — заявили в пресс-службе министерства в ответ на запрос ТАСС, комментируя обращение бизнес-омбудсмена.
Чиновники напомнили, что подготовка к введению требований об обязательной маркировке молочной продукции участниками оборота началась еще в ходе добровольного эксперимента, который проводился с июля 2019 года. Кроме того, с 1 сентября 2022 года по 30 ноября 2023 года предусмотрен еще один дополнительный переходный период в 15 месяцев, в течение которого бизнес предоставляет в информационную систему сведения о приемке и выводе из оборота продукции только в разрезе количества и кода товара (объемно-артикульный учет).
Жесткие требования о поэкземплярной прослеживаемости и предоставлении в информационную систему маркировки соответствующих сведений (о конкретных единицах продукции) субъектами HoReCa вступают в силу только с 1 декабря 2023 года, уточнили в министерстве.
Новая реальность для общепита
«Про Бориса Титова нужно знать прежде всего то, что он прекрасный отраслевой лоббист. Его главный бизнес — виноделие, и даже президент Владимир Путин заявил однажды, что после окончания основной работы устроится на винодельню к Борису Титову. История с маркировкой бьет прежде всего именно по виноделам. Они заявили, что их продукция подорожает на 15% в ходе таких преобразований. Поэтому забота о маленьких ресторанах в данном ключе становится более объяснимой», — рассказала «Эксперту» управляющий партнер KCG Анастасия Кучерена.
С другой стороны, заметила она, подобного рода заведения испытывают затруднения по всему миру. Их основной и единственный конкурент — сетевые рестораны, у которых выгодные условия поставки, сильный менеджмент и тому подобное. Но и с этой точки зрения забота Бориса Титова вызывает уважение, уверена эксперт.
«Да, такие рестораны нуждаются в государственной поддержке, буквально как классообразующие. Потому что основа капиталистического государства — именно такой малый бизнес, который нужно защищать и оберегать. Для таких точек общепита любое подорожание может стать критичным при их низкой маржинальности. Так что позицию бизнес-омбудсмена в этом вопросе можно только поддержать», — подчеркнула Анастасия Кучерена.
Как полагает Павел Сигал, первый вице-президент «Опоры России», с большой долей вероятности можно говорить о том, что малый бизнес все же успеет приспособиться и обучиться новым правилам — срок для входа в условия маркировок более чем достаточный.
«Может потребоваться больше времени для обучения персонала работе с маркированными товарами, но это будет новая реальность для бизнеса, которую нужно учитывать уже сейчас» — заявил «Эксперту» Павел Сигал.
Тем не менее, он признает, что со сложностями бизнес столкнется. Например, те предприятия, где наблюдается большая «текучка» персонала. Повышения цен тоже, по его словам, вряд ли удастся избежать, но хорошая новость в том, что это не будет единомоментно. Сам по себе сектор HoReCa довольно динамичный. В закрытии малых предприятий нет ничего критичного, потому что на их месте быстро появляются новые, считает Павел Сигал.