От $65 до $80 млрд дополнительно получит в этом году от дорожающей нефти российская бюджетная система, прогнозирует агентство Bloomberg. И такие огромные суммы позволят российским властям лучше подготовиться к возможным финансовым санкциям и увеличить госинвестиции. Однако не все однозначно ни в этих подсчетах, ни в самом факте их обнародования.
Мировые цены на нефть с временными отступлениями продолжают неуклонный рост. Несколько дней назад стоимость марки Brent близко подходила к $95 за баррель. Urals, по которой, собственно, и верстают федеральный бюджет, 4 февраля на рынках Средиземноморья и Северо-Западной Европы, взяла планку в $95. Сейчас североморский коктейль закрепился на уровне $92 за бочку, что является самым высоким показателем с сентября 2014 года.
Большинство аналитиков мирового рынка «чёрного золота» перешли с пессимистических ценовых прогнозов, характерных для ноября-декабря прошлого года, на повышательные. Впрочем, с разной степенью радикальности. Минэкономразвития России пока не отказалось от среднегодового прогноза в $62. Впрочем, на 2023 год в ведомстве надеются на среднюю цену в $68,48. Но в данном случае, еще раз подчеркнем, речь идет о среднегодовом показателе. Что не исключает, например, резкий рост нефтяных цен в первом полугодии и не менее быстрое их падение во втором.
Управление энергетической информации Министерства энергетики США (EIA) в февральском краткосрочном прогнозе повысило оценку стоимости марки Brent с $74, 95 до $82,87 за баррель в этом году. Причина – рост потребления в мире на 3,5 млн баррелей в сутки по сравнению с прошлым годом.
Американский инвестбанк Goldman Sachs идет куда дальше – до $96 вместо прежних $81. На 2023 год прогнозы еще смелее – целых $105/баррель.
Прямо вспоминается благословенное 3 июля 2008 года: нефть стоила $147 за бочку. Правда, заодно вспоминается то, что было потом и о чем не надо забывать.
Все аналитики, безотносительно их политической ориентации, объясняют ценовые прыжки прежде всего обострившейся геополитической ситуацией. Компания S&P Global Rating предупреждает: «Введение санкций против России, сопоставимое с ограничениями в отношении Ирана, может спровоцировать резкое удорожание нефти».
В таком случае многие эксперты не исключают и $200. Что ударит не только по потребителям «чёрного золота», но и по производителям, так как по такой цене нефть в достаточных объемах никто не купит.
Но пока агентство Bloomberg, анализируя новые возможности «бюджета Путина», исходит из более реальных цифр. По его расчетам, при наиболее вероятной цене в $90 бюджет России может получить дополнительно $65 млрд. А при $100 за баррель от $73 млрд до $80 млрд. Чего не случалось уже десять лет.
Аналитики американского издания при этом продолжают увеличивать ставки. В материале агентства подчеркивается: «В рублевом выражении непредвиденная прибыль может быть еще больше, поскольку валюта ослабла по отношению к доллару на фоне опасений новых санкций из-за украинского кризиса». Нефтяной долларовый дождь прольется, как считают заокеанские эксперты, на уже включенные в бюджет-2022 доходы от ТЭК в 9,5 трлн руб. В текст, кстати вкралась описка – написали сумму не в рублях, а в долларах. В результате российский бюджет оказался равен 50% ВВП США.
Кроме того, отмечается, что «более высокие цены на природный газ из-за продолжающейся напряженности в Европе, главном экспортном рынке России, могут еще больше увеличить непредвиденную прибыль».
Слишком громадные цифры получаются. Правда, Bloomberg опросил и независимых экспертов, которые указали, что все непредвиденные углеводородные доходы прямиком пойдут не в собственно федеральный бюджет, который, как известно, сверстан согласно бюджетному правилу исходя из $44,2 за баррель. Поэтому в него в течение 2022 года поступит только запланированные 9,5 трлн руб. (38,1% от всей доходной части бюджета). И не более того. И не только от продажи за рубеж сырой нефти, но также от реализации нефтепродуктов. (Кстати, на американский рынок поступило из России 1,5 млн баррелей дизельного топлива. Своего рода рекорд. Но это не более 2% от месячных потребностей США). Плюс доходы поступят от газа и угля.
Углеводородные сверхдоходы прямиком пойдут в Фонд национального благосостояния (ФНБ). Скотт Джонсон, экономист по России, уточнил: «По закону основная часть непредвиденных доходов пойдет в Фонд национального благосостояния, большая часть которого хранится в золоте и иностранной валюте Центральным банком как часть его резервов. Но часть денег может быть использована для инфраструктурных и инвестиционных проектов, чтобы поддержать рост, даже если давление санкций прекратит приток инвестиций. В настоящее время правительство планирует потратить около 2,5 трлн рублей из фонда на проекты в течение следующих нескольких лет».
Напомним, что ФНБ выделяет деньги на различные правительственные проекты в случае превышения суммой его средств порога 7% ВВП. Сейчас его авуары оцениваются в 7,3%. Поэтому на инвестиционные цели в этом году запланировано выделить около 350 млрд. руб. В 2023 году из-за непредвиденно высоких цен на нефть размеры ФНБ могут достигнуть 7,5-8% ВВП. И тогда возможно будет потратить около 700 млрд рублей на социальные нужды и подстегивание экономического роста.
Но среди будущих событий есть и такие, что могут склонить цены к осторожному бюджетному прогнозу, а не к оптимистичному блумберговскому. В сентябре этого года завершаются ограничения на добычу ОПЕК+. На рынок в целом за год попадет дополнительно до 15% «чёрного золота» от показателей 2019 года. Наконец, может быть разрешен кризис вокруг Ирана и тогда персидская нефть наверняка существенно снизит цены. И последнее: потребители нефти предпримут в этом году невероятные усилия, чтобы сдержать цены.
Последнее, конечно, будет сделать непросто. Но в случае необходимости, к делу подключат для начала Международное энергетическое агентство (МЭА). Оно в свое время было создано в пику ОПЕК. И, как правило, выступает на стороне потребителей углеводородов. В декабре и январе МЭА обвинило «Газпром» в том, что он якобы искусственно сдерживал как добычу газа, так и его экспорт в Европу. Вербальные интервенции иногда «злее пистолетов». Вал обвинений в адрес России, как со стороны прессы, так и европейских правительств резко усилился. И почему-то ряд европейских компаний престал заказывать газ в России даже в рамках долгосрочных контрактов. Но альтернативные заявки – к норвежским компаниям дошли до предела их технических возможностей.
МЭА неоднократно критиковал и страны ОПЕК. Правда, главный бенефициар МЭА – США, являются одновременно и крупнейшим производителем нефти и её основным потребителем. Поэтому результативность агентства в ценовой войне может оказаться довольно низкой из-за конфликта интересов.
Но у США есть и настоящая нефтяная дубина. Вашингтон в прошлом году вместе с властями ряда стран уже прибегал к распечатыванию госрезервов нефти. Тогда это особого успеха не принесло. Слишком высоким был растущий спрос, а объемы интервенции – незначительными. Но этот шаг можно повторить с большим объемом нефти.
Для России, как считает вице-премьер Александр Новак, справедливой ценой на нефть является коридор в $65-80 за баррель. Слишком высокие цены на нефть неизбежно приведут к укреплению рубля. А российское правительство в этом не заинтересовано.
Наполнить профицитный бюджет-2022 запланировано при среднем курсе 72 рубля за доллар. Переукрепленный рубль этого сделать не позволит. Тем более, что будет ослаблена конкурентоспособность российской промышленности и аграрного сектора.
Наконец, Bloomberg явно завысил сверхдоходы «бюджета Путина». В агентстве подсчитали фактически дополнительную выручку российских нефтяных компаний. До бюджетной системы дойдет максимум половина из $65-$80 млрд. Необходимо будет собрать налоговые платежи. И не все они зависят напрямую от мировой конъюнктуры. Сверхдоходы поступят из налога на прибыль, экспортных пошлин и особенно от налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья. Впрочем, оставшиеся у нефтяных компаний деньги в основном пойдут на инвестиции.
Однако, такое преувеличение может быть не случайным. Эти подсчеты, указывая на прогнозируемое финансовое благополучие России, могут подразумевать указание на то, что это благополучие следует попытаться так или иначе ограничить очередными санкциями. Но, заметим, агентство, скорее всего, все же переоценивает возможности мирового рынка нефти.