Основные индексы США закрыли неделю в минусе, упав на уровни января. Страхи относительно ястребиной политики ФРС сменились боязнью ястребов иного толка: последовал новый взрыв обвинений и страхов по поводу перспектив развития ситуации на Украине. Итог: нефть взлетела, акции распроданы, а деньги бегут в U.S. Treasury.
Пятница начиналась для американского фондового рынка почти так, как заканчивался четверг. Рынок был под впечатлением весьма по-ястребиному звучавших заявлений президента Федерального резервного банка Сент-Луиса Джеймса Булларда, призвавшего к ускоренному повышению ставок — к началу июля на 100 базисных пунктов. Учитывая, что до середины лета должно пройти три заседания, это предполагало один подъем на 50 б.п. (например, в марте) и два по 25 б.п.
Был еще экзотический вариант — подъем на 25 б.п. на промежуточном заседании. Подобное намечено, например, на ближайший понедельник. И по рынку даже пошли вялые слухи, что именно такой сюрприз и готовится. Однако президенты резервных банков Атланты, Ричмонда и Сан-Франциско оперативно выступили как против повышения сразу на 50 б.п., так и против экстренного подъема ставки.
Тем не менее, доходности десятилетних U.S. Treasury продолжили рост и достигли 2,063%, переписав тем самым максимум с августа 2019 года. Продажи технологических акций также не прекратились. День вполне мог закончиться падением индексов в пределах 1%, а, быть может, даже и возвратом к нулю. Но последние три часа торгов выдались неожиданно драматическими.
Причиной переполоха на рынке стали несколько заявлений, из которых можно было сделать вывод, что война в Европе близка, как никогда. Великобритания и Норвегия присоединились к США в призывах к своим гражданам срочно покинуть территорию Украины из-за опасений российского вторжения. Норвегия при этом рекомендовала воздержаться от любых поездок в Россию «ближе 250 км от границы с Украиной» и в Белоруссию — в любое место, кроме Минска.
Советник по национальной безопасности США Джейк Салливан заявил на брифинге в Белом доме, что есть признаки эскалации на границе с Украиной и вторжение может произойти во время Олимпийских игр. Учитывая, что те завершаются 20 февраля, войну он назначил на следующую неделю. Когда такие новости приходят за пару часов до окончания торгов пятницы — трейдерам не до размышлений о правдоподобности.
Между тем Джейк Салливан отметил: США не уверены в том, что Владимир Путин принял окончательное решение о вторжении, но «это вполне может случиться в ближайшее время». Зато он не пожалел красок для описания того, что ждет тех, кто решит не эвакуироваться: «Если российское нападение на Украину продолжится, оно, вероятно, начнется с воздушных бомбардировок и ракетных ударов, которые, очевидно, могут привести к гибели мирных жителей независимо от их национальности. Последующее наземное вторжение повлекло бы за собой натиск огромных сил практически без предупреждения. Связь для организации отъезда может быть прервана, а коммерческий транзит остановлен».
Впечатление он произвел. Взлетели цены на нефть. Котировки Brent впервые с октября 2014 года поднялись выше $95 за баррель и достигли $95,66.
Акции резко ускорили падение, а казначейские облигации стремительно пошли вверх. Последние считаются «тихой гаванью» на случай разных сложностей на рынках. И даже ожидание быстрого ужесточения денежно-кредитной политики ФРС этого не изменила. Доходность U.S. 10 Year Treasury на вечерних покупках упала до 1,913%.
При этом обеспокоенность относительно рекордной инфляции и возможной реакции на нее ФРС полностью исчезнуть тоже не могла. В пятницу пришли и новые данные на этот счет: авторитетный индекс потребительских настроений Мичиганского университета неожиданно упал д с 67,2 (в январе) до 61,7, а это минимум с октября 2011 года. Годовой индекс инфляционных ожиданий вырос до самого высокого уровня с июля 2008 года.
В итоге Nasdaq потерял еще 2,78%, S&P 500 — 1,9%, Dow Jones Industrial Average — 1,43%. Все три индекса, тем самым, вернулись на отметки конца января.
Но на следующей неделе у рынков будут поводы для волнения и помимо Украины. «Федрезерв держит всех в напряжении и это усилит нервозность, — говорил CNBC главный инвестиционный директор Bleakley Advisory Group Питер Буквар. — У нас была трехнедельная передышка от макроэкономики. Мы переключились на микро-, но на этой неделе нам напомнили, что сезон отчетности почти закончился, и все макро-проблемы снова имеют значение».
Между тем, уже в понедельник опять выступит Джеймс Буллард, во вторник будут данные по индексу цен производителей, а в среду ФРС опубликует протоколы своего последнего заседания. Едва ли хоть что-то из этого поддержит позиции быков, но в волатильности сомневаться точно не приходится.