Яндекс вывозит выручку на такси

Согласно годовым финансовым результатам компании, выручка такси и каршеринга («Драйв») выросла почти вдвое и приблизилась к показателю Поиска и портала. Однако стать новым драйвером развития IT-гиганта его логистическому сегменту будет сложно, традиционные сервисы выглядят перспективнее.

Читать на monocle.ru

«Яндекс» обнародовал неаудированные финансовые результаты за 2021 год. Общая выручка компании (US GAAP) составила 356,171 млрд рублей.

Стоит отметить, что в тексте отчетности, опубликованной на сайте компании, ни разу не называется непосредственно юридическое лицо. Однако в разделе сайта «Раскрытие информации» ежеквартальные отчеты за 2021 год даются от лица Yandex N.V.

Удачный год IT-гиганта

По сравнению с 2020 годом, когда был зафиксирован показатель в 231 825 млрд рублей, неаудированная выручка выросла на 54%, и почти на 5,2 млрд опередила прогнозы аналитиков. Ключевой для компании сегмент «Поиск и портал» вырос на 32%, принеся компании 135,2 млрд.

Но особо стоит отметить показатели Группы Яндекс Такси, где рост выручки к позапрошлому году составил 94%. Сегмент принес компании 131,6 млрд рублей. Направление «Райдтех» («Такси» и «Драйв») — 73% и 85,4 млрд рублей, соответственно. Направление «Фудтех» («Еда», «Лавка») — 126% и 37,7 млрд рублей. Направление «Доставка» («Логистика») — 319% и 12,9 млрд рублей. Внутрисегментные расчеты составили 4,4 млрд рублей.

По сравнению с «Такси», больший рост зафиксирован только в сегменте медиасервисов, в который входят направления «Яндекс Плюс», «Музыка», «Кино», «Афиша», «Студия» — годовой рост составил 136%. Однако сам по себе этот сегмент гораздо скромнее, что отражается и на выручке — 18,4 млрд рублей.

Ключевой для компании сегмент «Поиск и портал» вырос на 32% (165,2 млрд). Прочие бизнесы дают «Яндексу» относительно небольшой процент выручки.

В целом, доля нерекламной выручки «Яндекса» составляет 53%, увеличившись с 2020 года на десять процентных пунктов. Но делать вывод, что в настоящее время именно Группа Такси становится главным драйвером всей компании, который в ближайшем будущем по своему значению в корпоративной матрице превзойдет базовые «Поиск и портал», пока преждевременно.

«Не думаю, что драйвер поменяется. Просто потому, что реклама стоит дороже, чем доставка еды и всего, что касается логистики. Вопрос в том, когда закончится покупательная способность населения. Покупательский сегмент ограничен. Спрос же соответствует этому. Пока что в регионах у нас не так развита эта история. Она стоит достаточно дорого. Платить 300-400 рублей за доставку людям из регионов не особо “приятно“. Поэтому реклама продолжит быть самой дорогой еще ближайшие лет 5-7», — заявил «Эксперту» бизнес-аналитик, глава департамента финансов и маркетплейс AIC Евгений Ефанов.

Он считает, что рост Группы Яндекс Такси происходит за счет «Москвы, Питера и ковида» и прогнозирует после окончания пандемии замедление в данном сегменте до 20-30% по году. Продолжение же данной тенденции за счет регионов эксперт считает маловероятным в силу роста ставки ЦБ и отсутствия широких финансовых возможностей у потребителей в регионах страны.

Самопрогнозирование на рост

Пока ковид не ушел, в «Яндексе» дают оптимистичный прогноза на текущий год. «Рост выручки "Поиска и портала" в рублях ожидается на уровне 15–18% за полный 2022 год по сравнению с 2021 годом. Мы рассчитываем, что рентабельность скорректированного показателя EBITDA Поиска и портала за полный 2022 год останется стабильной по отношению к уровню 2021 года», — говорится в сообщении компании.

В тоже время, по оценкам «Яндекса», общая валовая стоимость поездок в райдтех-сегменте составит 700–720 млрд рублей за полный 2022 год. То есть, рост будет выше среднего за 2 года, рентабельность скорректированного EBITDA возрастет. Кроме того, в «Яндексе» ожидают, что товарооборот на сервисах электронной коммерции («Яндекс.Маркет», «Яндекс.Лавка», FMCG, заказываемые в «Яндекс.Еде» и прочее) увеличится в текущем году в 2 раза.

«Общая выручка группы компаний "Яндекса" составит 490–500 млрд рублей за полный 2022 год», — добавила пресс-служба «Яндекса». Впрочем, предпочитая не держать все яйца в одной корзине, IT-гигант декларирует, что прибыль от «Поиска и портала», «Райдтеха» и «Сервиса объявлений» будет реинвестирована в развитие новых направлений.

При этом нужно учитывать, что резонансное январское мировое соглашение, заключенное «Яндексом» с Федеральной антимонопольной службой и компаниями-заявителями по антимонопольному делу, касающемуся обеспечения равенства предложений услуг в поисковой выдаче, приведет к усилению конкуренции как раз в сегментах, где генерируется нерекламная выручка. Информация о нем есть на корпоративном портале в разделе «Раскрытие информации» с подзаголовком «Сообщение о существенном факте».

В результате полноценный доступ к данному инструменту получили все заинтересованные участники рынка e-commerce, являющиеся зачастую конкурентами «Яндекса» по различным направлениям деятельности, а сам он обязался внести 1,5 млрд рублей в Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ) для продвижение отечественных IT-продуктов. В тоже время репутация компании не пострадала, а издержки оказались ниже, чем возможные штрафы от ФАС.

«"Яндекс" сохранил свой имидж цивилизованной человеколюбивой компании, которая интеллигентно работает на рынке. Тем более, что к "Яндексу" и раньше не было таких претензий, как к большинству компаний так называемого BigTech — гигантских американских холдингов, которые действуют зачастую очень грубо», — прокомментировал «Эксперту» соглашение аналитик инвестиционной группы «Финам» Леонид Делицин.

«В свою очередь договорившиеся о подписании договора компании могут сообщить своим инвестрам, что путь к прибыли у них открыт, они имеют возможность конкурировать с “Яндексом” более или менее на равных, используя его сервисы также эффективно, как он сам. Это позволит им развиваться дальше», — считает аналитик.

Между тем, публикация финансовой отчетности и прогноза привела к росту акций «Яндекса» на фондовых рынках, почти в двое опередившему в какой-то момент индекс Мосбиржи. Большинство независимых аналитиков сошлись во мнении о целесообразности покупки акций компании, хотя и не выразили уверенности, что они превзойдут среднерыночную доходность или доходность сопоставимых ценных бумаг в отрасли.