Крупнейший ритейлер «Магнит» обнародовал свою новую стратегию развития. Ее главная часть — магазины «Моя цена», и цена эта невысока, что объясняется общей экономической ситуацией. Примечательным выглядит отсутствие амбициозных планов в модной торговле через интернет.
Конкуренция российских продуктовых ритейлеров в эконом-сегменте обостряется. Ставка на дисконт, о которой красноречиво говорят планы по открытию новых точек в 2022 году, лидерами рынка делается совсем неслучайно. Похоже, что они исходят из пессимистического сценария развития российской экономики.
Одна из ведущих российских розничных сетей по торговле продуктами питания «Магнит» объявила о намерении вплоть до 2025 года открывать в России от 300 до 600 магазинов-дискаунтеров ежегодно. Такие данные были озвучены компанией сегодня в ходе прошедшего с участием топ-менеджмента в онлайн-формате «Дня инвестора».
На данный момент принадлежащие «Магниту» магазины эконом-класса открылись уже во всех регионах, кроме столицы. Но и она скоро падет. В феврале первый дискаунтер «Моя цена» должен появиться в Москве. Всего по стране за 12 месяцев ожидается появление 500 «магнитных» дискаунтеров.
Больше торговых точек в ближайшие три года, согласно Стратегии развития, планируется открывать только в форматах «магазин у дома» и «дрогери»: 1-1,5 тыс. и 0,75-1 тыс. в год, соответственно. Впрочем, данные разновидности маркетов также являются по своей сути вариациями на тему дисконта, отличаясь от классического образца в локализации, ассортименте представленных товаров и еще некоторых деталях.
В тоже время на открытие полноценных супермаркетов у «Магнита» имеются достаточно скромные планы — всего лишь от 5 до 15 в год. Это с учетом отступающей пандемии немного. В декабре общее количество магазинов всех форматов у сети в РФ составляло чуть больше 26 тысяч. Таким образом, грядущие изменения структуры компании выглядят внушительно.
Ранее на рынке доминировало мнение, что «Магнит» достаточно быстро сможет реализовать все преимущества, полученные в прошлом году от покупки «Дикси». Сейчас данный вопрос по сравнению с всеобщей нацеленностью на открытие новых торговых точек в «скидочном» и «придомовом» форматах отходит на второй план. Полноценный эффект от синергетического взаимодействия сетей ожидается где-то в середине 2023 года.
При этом «Магнит» не делает основную ставку и на продажи через интернет (e-grocery). Они запланированы в объеме лишь 5% оборота. Очевидно, это связано с ограниченными пока возможностями по развитию электронной коммерции в регионах, где в отличие от Москвы и Санкт-Петербурга доставка продуктов на дом даже за время коронавирусных катаклизмов так и не стала действительно массовым явлением.
Симптоматично, что в стратегии развития «Магнита» до 2025 года при анализе экономической ситуации в стране в качестве основных вызовов указаны ускорение темпов инфляции, а также сокращение доступной рабочей силы при повышении номинального уровня заработной платы. При этом компания декларирует проведение крайне осторожной дивидендной политики, не обещая инвесторам «золотых гор».
Учитывая, что X5 Retail Group — основной конкурент «Магнита», на данный момент опережающий его по опубликованным финансовым показателям — также наращивает стремительными темпами свое присутствие как раз в эконом-сегменте, можно сделать неутешительный вывод: продуктовые ритейлеры не верят в улучшение экономической ситуации и увеличения покупательной способности населения России в ближайшие годы. Активного развития рынка не предвидится. Гораздо вероятнее стагнация.
«Компании вынуждены делать упор на форматы, наиболее популярные у населения: магазины у дома, жесткие дискаунтеры и тому подобное. И это будет сохраняться до тех пор, пока будет сохраняться текущая ситуация в экономике, пока у людей будут низкие доходы. Потребитель экономит, для него самым важным становится наличие товара первой цены», — констатировал в беседе с «Экспертом» президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов.
Стоит отметить, что ассортимент магазинов эконом-сегмента того же «Магнита» составляют около 2000 наименований товаров. Примерно пятая часть их уже сейчас — это собственные бренды компании. В дальнейшем таковых может стать около 50%.
«В дискаунтерах сокращенное количество SKU (stock keeping unit, единица складского учета – прим. «Эксперт»), меньшее количество товарных позиций. И это, конечно, не очень хорошо с точки зрения развития торговли в целом. Мы в результате имеем достаточно узкий ассортимент товара и небольшое количество производителей, которые могут быть представлены на полке. Это сужает рынок», — подвел итог эксперт.