«Деловая Россия» предлагает перейти на зонтичный учет доли закупок, которые заказчики обязаны осуществлять у МСП, по всей цепочке. Также предлагается рассмотреть список исключений из требований к доле данных закупок.
С 1 января по закону минимум четверть всех своих годовых закупок госкомпании обязаны проводить у малого и среднего бизнеса, а также социально ориентированных некоммерческих организаций.
При этом в ходе формирования отчета о закупках, необходимого для подтверждения объема привлеченных субъектов МСП, заказчики не имеют возможности включить в него договора соисполнителей и субподрядчиков второго и следующих уровней с малыми и средними предприятиями, привлеченными контрагентами генерального подрядчика, а не им самим.
Существующее положение вещей увеличивает вероятность неисполнения обязательств по контрактам в ряде отраслей. Благодаря несовершенству действующих в данной области нормативно-правовых актов, в зону риска попадают строительство (в том числе и инфраструктурное), реконструкция, капитальный ремонт, сохранение памятников историко-культурного наследия и многие другие направления деятельности. На это есть три основные причины.
Во-первых, даже если генподрядчик находит субподрядчика или соисполнителя из числа СМП, то в течение первых 6 месяцев с момента начала реализации крупного контракта контрагент часто перестает де-юре быть малым или средним предприятием. Как говорится, «за время пути собака могла подрасти».
Во-вторых, привлекая к выполнению работ или оказанию услуг субъект МСП, генподрядчик порой несет дополнительные расходы по администрированию и контролю работы малоквалифицированных субподрядчиков, а также дополнительные гарантийные риски. Ведь у малых предприятий не всегда по факту есть в наличии необходимый персонал. Возможна и ситуация, когда у МСП отсутствует необходимая для выполнения работ техника.
Как рассказал «Эксперту» источник в одной из отечественных Госкорпораций, такой вариант, по имеющемуся опыту, является едва ли не наиболее часто встречающимся. «Когда небольшое предприятие заключает прибыльный договор, оно зачастую не очень прозрачно для заказчика в плане компетенций. Не с точки зрения документов, разумеется, а в реальности. Многие демонстрируют такой подход: главное, иметь хорошего юриста, который обеспечит подписание контракта, а уж специалистов для исполнения контрактных обязательств найдем потом. При этом за контракт, даже проваливая его выполнение, будут держаться мертвой хваткой, так как порой это вопрос выживания фирмы. Результат же будет плачевным в первую очередь для заказчика», — подчеркнул источник.
В-третьих, в случае, если генподрядчик не находит подходящих субподрядчиков из числа МСП, он оказывается в ситуации, когда единственным выходом является построить этакую «Потемкинскую деревню». То есть самостоятельно создать одно или даже несколько малых предприятий и потом показывать в отчетности, что требования закона выполняются. Кстати, такая ситуация создает еще и коррупционные риски.
Стоит напомнить, что и подрядчики, и заказчики, нарушающие законодательство в области закупок у МСП, несут ответственность вплоть до уголовной. Отношение же у некоторых руководителей крупных компаний к необходимости проводить такого рода закупки неоднозначное.
Между тем, общероссийская общественная организация «Деловая Россия», представляющая интересы частных несырьевых компаний, предлагает рассмотреть возможность предоставления генподрядчикам права самим рассчитывать «сквозную» долю субъектов малого и среднего предпринимательства. То есть принимать к учету долю договоров субподрядчиков (соисполнителей) второго уровня, являющихся МСП и привлеченных субподрядчиками (соисполнителями) генподрядчика по договору. Зонтичный учет может стать эффективным выходом и сложившейся на практике ситуации.
Также предлагается проработать список исключений в сфере закупок, где требование, обязывающие заказчиков осуществлять закупки у МСП в объеме не менее, чем 25% совокупного годового объема закупок, примениться вовсе не будет.
«Во время недавней встречи президента России Владимира Путина с членами «Деловой России» мною был озвучен ряд предложений об оптимизации требований о доле МСП. Ключевые из них заключаются в том, чтобы разработать список исключений по видам «сложных» закупок, где эта норма не распространялась бы, а также где можно было бы несколько изменить методику этого учета. Также во время той встречи глава государства назвал справедливым наше предложение о том, чтобы учет субъектов МСП производился по всей цепочке кооперации, то есть в отчете мы могли бы показывать не только наших прямых контрагентов, а всех привлеченных к исполнению госконтракта субподрядчиков», — заявил «Эксперту» член Координационного совета, председатель Комитета по развитию транспортной инфраструктуры «Деловой России», генеральный директор АО «Центродорстрой» Игорь Куров.
По его словам, подрядчикам из числа малого и среднего предпринимательства, к примеру, можно доверять работы по благоустройству, отделочные работы, также многие субъекты МСП связаны с предоставлением в аренду специальной техники. Эти услуги весьма востребованы, но не всегда учитываются, согласно существующим нормативным требованиям.
Как стало известно «Эксперту», в настоящее время российским кабинетом министров рассматривается проект документа «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. №1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”». Он предусматривает «освобождение государственных компаний, созданных на основании федерального закона, и их дочерних обществ от выполнения квот закупок у субъектов МСП в части закупок инновационной, высокотехнологичной продукции, а также при проведении закупок исключительно среди субъектов МСП».
Проект постановления, находящийся в стадии обсуждения, разработан Министерством транспорта РФ. Предложения «Деловой России» коррелируют с инициативой Минтранса и вполне могли бы быть учтены в окончательной редакции документа, расширив сферу его применения.