Инфляционные ожидания россиян немного снизились

В среднем граждане РФ прогнозируют рост цен в этом году на 13,7%

Читать на monocle.ru

Инфляционные ожидания населения в январе снизились, но оставались вблизи многолетних максимумов. Медианная оценка ожидаемой в ближайшие 12 месяцев инфляции уменьшилась с 14,8% до 13,7%. При этом сберегательные настроения россиян остаются минимальными с июля 2015 года. В январе доля респондентов, предпочитающих тратить свободные деньги, а не откладывать, выросла до 30%. Об этом сообщается на сайте ЦБ.

«Медианная оценка ожидаемой в  ближайшие 12 месяцев инфляции составила 13,7%, что на 1,1% ниже значения декабря, но на 0,2% выше значения ноября. Краткосрочные ценовые ожидания предприятий возросли, превысив максимумы 2021 года. Вмененная инфляция на ближайшие 2 года, заложенная в цены ОФЗ‑ИН, также увеличилась и превысила 5%. Прогнозы инфляции профессиональных аналитиков на 2022 г. не изменились и находились в интервале 4,5–5,1%. Устойчивого снижения инфляционных ожиданий пока не наблюдается», — говорится в обзоре регулятора.

Наблюдаемая населением инфляция в январе также немного снизилась. В среднем она составила 16,7% (-1% к декабрю и +0,5% к ноябрю 2021 года). Оценки ожидаемой и наблюдаемой инфляции снижались у респондентов как со сбережениями, так и без сбережений.

В ЦБ объясняют снижение наблюдаемой и ожидаемой инфляции замедлением роста цен на наиболее дорожающие товары, в частности на многие «товары-маркеры», которые население покупает особенно часто. Так, в январе, по данным регулятора, несколько снизилась обеспокоенность респондентов удорожанием многих продуктов питания животного происхождения (мяса, яиц, сыра и  колбас). Замедление роста цен на  эти товары зафиксировал Росстат в декабре прошлого года.

Ранее «Эксперт» писал, что изменение структуры спроса, недостаток предложения, плохая погода, погубившая урожай, и недоверие населения к проводимой экономической политике являются причинами высокой инфляции в России. Об этом заявила глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Она отметила, что рост цен на так называемые товары-триггеры (те, которые наиболее заметны в потребительской корзине), разогревают инфляционные ожидания еще больше. Не веря в скорую нормализацию ситуации, люди, по ее словам, начинают больше тратить, в том числе за счет кредитных средств, а не сберегать. И это еще больше раскручивает инфляционную спираль.