Представление россиян о том, что темпы обесценивания денег снижаются, может удержать Центробанк от резкого повышения ключевой ставки. Но темпы реальной инфляции, скорее всего, понизятся только к середине года.
Медианная оценка ожидаемой в 2022 году россиянами инфляции по данным за январь снизилась на 1,1% – до 13,7%. Уменьшились до показателей середины минувшего года и долгосрочные инфляционные ожидания домохозяйств. Такая оценка содержится в опубликованном сегодня Банком России информационно-аналитическом комментарий «Инфляционные ожидания и потребительские настроения».
«Уменьшению инфляционных ожиданий и наблюдаемой инфляции с декабрьского максимума способствовало также замедление роста цен на многие “товары-маркеры”, наиболее часто покупаемые населением. На основе изменения их цен граждане формируют свои представления о текущей и будущей инфляции. Так, в январе несколько снизилась обеспокоенность респондентов удорожанием многих продуктов питания животного происхождения (мяса, яиц, сыра и колбас)», — констатировал регулятор.
Несмотря на это, сберегательные настроения граждан России по-прежнему, уже на протяжении последних пяти с половиной лет, остаются вблизи минимальных значений. Одновременно потребительские настроения домохозяйств несколько повысились. Их оценка вернулась к уровням первой половины 2021 года, когда у населения была надежда на относительно скорое завершение пандемии. Около 30% респондентов предпочитают тратить, а не копить, а это способно стать драйвером инфляции.
Вместе с тем, на фоне роста ставок по банковским депозитам продолжился рост их привлекательности в качестве формы сбережений. Доля опрошенных, которые предпочитают хранить сбережения на счете в банке, в январе возросла до 38% (плюс 4% к августу 2020 года).
Трехмесячные ценовые ожидания предприятий взлетели вверх и даже обновили прошлогодние максимумы. Такое настроение, по мнению Центрального банка РФ, обусловлено значительным ростом затрат из-за повсеместного повышения закупочных цен, а также подорожания топлива и смазочных материалов. Особенно сильно оно в обрабатывающей промышленности, но в целом это общий тренд для большинства отраслей экономики за исключением сельского хозяйства. Там с октября прошлого года доминирует снижение ценовых ожиданий на фоне замедления роста издержек.
По ожиданиям компаний сектора розничной торговли, средний темп роста цен на ближайшие 3 месяца составил, по данным за январь, 9,1% в годовом выражении. Для сравнения: год назад он фиксировался на уровне всего лишь 6,1%. Стоит отметить, что для переноса текущих издержек на потребителей предприятиям понадобится повышенный спрос, и отсутствие сберегательных настроений у населения вполне способно сыграть этим нуждам на руку.
Пока же в ожидании спроса отечественные предприятия предпочли «затаиться». В январе новостной индекс деловой активности перешел в отрицательную область, составив -0,11 пунктов после 0,22 пунктов в декабре, приводит свою оценку Центробанк.
Так называемая вмененная инфляция на 2022-2023 годы, заложенная в цены облигаций федерального займа с номиналом, индексируемым в зависимости от уровня инфляции, по данным ЦБ РФ составила 5,3%. Она превысила декабрьский показатель более, чем на полпроцента.
Согласно анализу Банка России, в декабре-январе прогнозы по инфляции на 2022 год, сделанные профессиональными аналитиками финансового рынка, скорректированы не были. Они по-прежнему балансируют в диапазоне от 4,5% до 5,1%. Прогнозы на 2023 год в целом также пока не изменились. Соответствующие выводы опираются на сообщения, опубликованных за месяц на лентах ведущих информационных агентств.
«По оценкам Банка России, вклад в инфляцию со стороны устойчивых факторов остается существенным в связи с более быстрым расширением спроса по сравнению с возможностями наращивания выпуска. В этих условиях и с учетом высоких инфляционных ожиданий баланс рисков для инфляции значимо смещен в сторону проинфляционных. Это может привести к более значительному и продолжительному отклонению инфляции вверх от цели. Банк России учитывает это в своих решениях по денежно-кредитной политике», — говорится в сообщении регулятора. Остается добавить, что по данным Росстата, общая реальная инфляция в стране за 2021 год составила 8,39%.
«Это абсолютно нормальный тренд, когда инфляционные ожидания почти в два раза превышают реальную инфляцию», — поделился с Expert.ru своим видением сложившейся ситуации директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. Но Центробанк проводит свою денежно-кредитную политику, исходя именно из ожидаемой инфляции, и если идет повышение, ЦБ повышают ключевую ставку, подчеркнул аналитик. Чем быстрее растут ожидания, тем выше интенсивность повышения ключевой, сбивающее с лагом в полгода реальную инфляцию. Так что в этом контексте даже небольшое снижение ожиданий —позитивный момент.
Эксперт Института «Центр развития» ВШЭ Игорь Сафонов в свою очередь заметил, что инфляционные ожидания всегда выше реальной инфляции, поскольку люди ориентируются в основном на цены на продовольствие. Снижение инфляционных ожиданий, по его мнению, в свою очередь ослабляет вероятность значительного повышения Центральным банком ключевой ставки, однако не известно, насколько это снижение устойчиво и вызвано ли оно объективными причинами, а не тем, что после окончания периода новогодних покупок люди просто стали меньше следить за ценами.
На просьбу Expert.ru прокомментировать, как изменение инфляционных ожиданий и потребительских настроений может сказаться на решении ЦБ по ключевой ставке, Игорь Сафонов отметил: «Не думаю, что траектория ключевой ставки сильно изменится. По-прежнему стоит ожидать повышения ставки на ближайшем заседании ЦБ, но нет уверенности по поводу размера: 25 базисных пунктов точно не будет, скорее, будет 50 пунктов, а может быть и 100, в зависимости от данных оперативной статистики».
Оперативная статистика, опубликованная сегодня Минэкономразвития, не слишком утешительна: в годовом выражении инфляция в РФ c 22 по 28 января составила 8,82% (по итогам месяца, возможно, будет уточнение), а стоимость продовольственных товаров увеличилась на 10,83%.
Если же попытаться спрогнозировать ситуацию в дальней перспективе, то, как считает Георгий Остапкович, заметное изменение инфляционной динамики к лучшему произойдет летом 2022 года.
«Предполагаю, что с января по март будет высокое инфляционное давление. Затем в апреле-мае инфляция ляжет на плато, а с июня, когда на рынок выйдут отечественные производители плодоовощной продукции, имеющей большой весь инфляционной корзине, возможно, пойдет вниз. И где-то к сентябрю – ноябрю выйдет примерно на 5%», — заявил он, добавив, что такому развитию событий могут помешать лишь стаи «черных лебедей», кружащие над российской экономикой. К ним относятся, в первую очередь, такие факторы, как маршруты ковида и санкционная риторика.