Как сообщает Financial Times (FT), cегодня в Сибири реализуются металлургические проекты мирового уровня, которые могут сыграть ключевую роль в четвертом глобальном энергетическом переходе.
В 1965 году советские ученые рассматривали ядерный взрыв как наилучший метод для начала горной добычи на Удокане, одном из крупнейших в мире неразработанных месторождений меди, расположенном в Забайкалье – пишет в своей статье FT. И хотя с тех пор технологии и шагнули вперед, тем не менее расположенное в зоне вечной мерзлоты месторождение по-прежнему остается серьезным вызовом для геологов и инженеров. Необходимо снести вершину горы, добыть и переработать сложную по составу медную руду. Разработка Удокана может вывести Россию в лидеры мировых поставщиков такого ценного ресурса для энергоперехода, как медь, благо ценовая конъюнктура позволяет это сделать. А растущий спрос на медь, в связи с ростом использования ВИЭ и электромобилей позволит российским поставщикам без труда занять свою долю рынка. По данным Минприроды России, Россия обладает большими запасами меди, чем любое другое государство, за исключением Чили и Перу, занимающих первое и второе место в мире по добыче красного металла.
«В горизонте 10-20 лет я думаю, что доля металлов, востребованных в «зеленой» энергетике, в российском экспорте должна расти более высокими темпами по сравнению с долей нефти и газа», — отмечает Юлия Бучнева, аналитик по металлам в Москве Fitch Ratings.
Российский миллиардер Алишер Усманов приобрел лицензию на разработку Удоканского месторождения в 2008 году. Все силы его компаний были брошены на поиск технологии технологии добычи меди на Удокане. Руда месторождения не давалась даже Советскому Союзу с его мощнейшей научной и инженерной базой. В итоге сложную задачу решить удалось:
«Мы разработали и запатентовали уникальную технологию переработки, благодаря которой извлечение меди из удоканских руд стало не только возможным и рентабельным, но и более экологичным по сравнению с пирометаллургическим методом. Вторая очередь комбината, уже вышедшая на этап технико-экономического обоснования, позволит увеличить мощности по переработке руды с 15 млн тонн в год почти до 40 млн тонн в год. Благодаря этому Удокан станет мировым производителем меди», - отмечал Усманов в своей статье на сайте Всемирного экономического форума (World Economic Forum).
В общей сложности для разработки Удокана потребуется около 7 млрд долларов инвестиций. Его планируется запустить в эксплуатацию в этом году году, а к 2026 году довести годовой объем производства до 400 000 тонн меди.
«На данный момент [разработка в мире] таких крупных проектов, как этот, не предвидится», — рассказывает во время недавнего визита на рудник Валерий Казикаев, председатель правления компании Удоканская Медь, оператора проекта. «По объемам производства мы войдем в десятку крупнейших производителей меди в мире».
По словам Казикаева, Удокан был последним в мире обнаруженным месторождением со значительным содержанием меди, в среднем выше 1 процента породы. «Хотя сегодня разрабатываются и некоторые [рудники] с содержанием 0,3%», — добавляет он.
Другой амбициозный проект - Баимский, еще более удаленное месторождение в арктической тундре Чукотки. Баимская находится в 3000 км от ближайшей железной дороги и в 700 км от ближайшего порта. Несмотря на государственную помощь и налоговые льготы, Kaz Minerals уже вдвое увеличила предполагаемые инвестиции в Баимскую до 8,5 млрд долларов. Ожидается, что рудник откроется в 2027 году.
По данным Минрироды, эти два новых проекта позволят России повысить годовой объем производства более чем вдвое - до уровня свыше 2 млн тонн к 2030 году и стать четвертым по величине производителем в мире, обогнав США и Китай.
Это значит, что Россия будет играть гораздо большую роль на рынках меди. Александр Черных, глава Центрального научно-исследовательского геологоразведочного института цветных и благородных металлов, считает, что Россия сможет нарастить экспорт за это десятилетие до 700 тыс тонн меди больше ежегодно.
Руководители Удоканского и Баимского проектов утверждают, что при текущих ценах на медь инвестиции окупятся примерно через десять лет. Удоканская медь рассчитывает выйти на уровень безубыточности даже при половине текущей цены на медь (9900 долл за тонну на 15.00 мск 02.02.22), что дает ей защиту от рыночных потрясений.
«Если мы заглянем на пять лет вперед и учитывая тенденцию движения мира к низкоуглеродной экономике, мы можем быть очень оптимистичны. Электрификация увеличивает долю меди в энергетических технологиях — ветровой, солнечной, электромобилях», — уверен Казикаев. «Мы прогнозируем некоторое снижение цен, но устойчивый тренд будет направлен только вверх».
Кирилл Чуйко, главный аналитик BCS Global Markets в Москве, отмечает, что Россия станет одним из основных мировых поставщиков меди.
«Текущая цена на медь отражает неэффективность медных проектов в мире, в первую очередь геологические проблемы», — сказал Чуйко. «Российские производители делают все возможное, чтобы выжать из сложившейся ситуации максимум».