Михаил Мишустин 2 февраля поручил провести инвентаризацию паспортов федеральных проектов, утвержденных для реализации всех 42 инициатив социально-экономического развития России до 2030 года. Работа должна быть завершена до 14 февраля.
Темп по распоряжению премьер-министра взят экстраординарный. Поражает и цена нововведений — 3 триллиона рублей до 2024 года. Фактически, началась цифровая трансформация бюрократического аппарата, которая должна пройти за 2-3 года с тем, чтобы развернуть российское государство лицом к нуждам населения. Не случайно премьер главной задачей преобразований считает обеспечение обратной связи госаппарата с гражданами.
«Перечень инициатив социально-экономического развития РФ до 2030 года» был утвержден председателем правительства Михаилом Мишустиным совсем недавно — в начале октября 2021 года. Разработали этот пакет документов для того, чтобы реализовать правительственный «Единый план по достижению национальных целей развития», сформулированных президентом в 2020 году.
Всего получилось 42 стратегические инициативы (СИ), которые объединили в шесть направлений: социальная сфера, строительство, экология, цифровая трансформация, технологический рывок и государство для граждан.
В принципе СИ могло быть и больше. Разработчики признались в беседе с Expert.ru, что полтора года назад они начинали с рассмотрения двухсот проектов. Сократить их количество было непросто, но необходимо, поскольку цена социально-экономических инноваций оказывалась запредельной.
Впрочем, оставшиеся 42 СИ все равно обойдутся недешево. Первоначально правительство сообщало, что в период 2021-2024 годов бюджетные расходы на реализацию стратегических инициатив превысят 504 млрд руб. Плюс более 280 млрд руб. выделят из ФНБ на решение ряда инфраструктурных задач. В сообщении правительства от 2 февраля фигурирует уже сумма в 3 трлн руб., правда, с учетом частных инвестиций.
Михаил Мишустин с самого начала спешил с внедрением СИ. Еще летом прошлого года он предупредил, что первый большой отчет о выполнении заданий правительство представит 17-19 февраля 2022 года, в ходе очередного Сочинского инвестиционного форума.
С середины января премьер в еженедельном режиме заслушивает профильных вице-премьеров о ходе выполнения планов по достижению поставленных национальных целей. 2 февраля он поручил за две недели (видимо, чтобы успеть к началу Сочинского форума) провести инвентаризацию паспортов федеральных проектов, утверждённых для реализации 42 стратегических инициатив.
Предложения по организации этой работы уже к 7 февраля должны представить вице-премьер — руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко и проектный офис правительства. К инвентаризации привлекут также Минэкономразвития, Минфин и руководителей проектов. Проектный офис затем займется мониторингом реализации федеральных проектов — в том числе, как указано в поручении премьера, в части их финансового обеспечения.
Это — очень важный момент, во многом объясняющий спешку Мишустина.
Один из неправительственных экспертов, привлеченных к разработке СИ, сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян считает, что в ходе правительственных совещаний в этом году были выявлен ряд нестыковок в реализации СИ, включая их финансирование. Не исключено, предполагает эксперт, что придется от чего-то отказаться, а другие направления, наоборот, обеспечить большими финансовыми ресурсами.
Появление тесно увязанных друг с другом 42 стратегических инициатив должно, по существу, кардинально изменить формат работы правительственных структур. Реализовать такого рода социально-экономические инновации госаппартчики смогут только в том случае, если их буквально ежедневно будут в цифровом режиме контролировать вышестоящее начальство и коллеги из смежных структур. То есть, должна быть внедрена полная прозрачность и выполнение оцифрованных показателей к точно указанным срокам.
Такого рода модернизации правительственного аппарата от Мишустина и ждали, справедливо считая его убежденным технократом. Его подход к
исполнению поставленных задач полностью оправдал себя в ходе борьбы с пандемией, когда те или иные антковидные предложения разрабатывались в кратчайшие сроки, и также оперативно на их реализацию выделялись бюджетные средства. Был организован и эффективный контроль за своевременным и полным поступлением денег конечным адресатам.
Правда, объемы господдержки населения и бизнеса в 2020 году сами по себе оказались, по сравнению с развитыми странами, более чем скромными — порядка 5% от ВВП (с учетом 2021 года — до 7%). (Для сравнения, американское правительство выделило до 20% ВВП, из которых только на расширенную выплату пособий по безработице — $5 трлн.)
С нынешними стратегическими вызовами оцифрованное правительство Михаила Мишустина наверняка справится. В этом уверен, в частности, гендиректор «Института политических исследований» Сергей Марков. И, соответственно, все 42 СИ вполне достижимы, считает он.
Другой вопрос, так ли уж необходимы новые инициативные проекты. Не станут ли они, по давнему определению Владимира Ленина, «пятым колесом в телеге российской государственности»?
Игорь Николаев, директор Института стратегических исследований ФБК Grant Thornton, полагает, что стратегические инициативы в принципе излишни, поскольку давно уже есть национальные проекты, государственные программы и пр. По мнению эксперта, все можно было встроить в работу по госпрограммам для реализации нацпроектов без каких-то стратегических инициатив.
Хотя, уточняет Николаев, все же среди инициатив есть и правда много полезного. Например, недавно обсуждались в правительстве инициативы «Электроавтомобиль и водородный автомобиль», «Беспилотная аэродоставка грузов», «Генеральная уборка», «Политика низкоуглеродного развития», «Персональные медицинские помощники». Первая инициатива особенно амбициозная, считает эксперт. Согласно ей уже в этом году должно быть введено 528 быстрых зарядных станций мощностью не менее 150 кВт.ч., реализовано через программу стимулирования спроса не менее 2,5 тыс. автомобилей, организована крупноузловая сборка тяговых аккумуляторных батарей в Калининградской области и пр.
Однако, задается вопросом Николаев, можно ли всего этого достичь в условиях уже существующих и предполагаемых западных санкций и в целом неблагоприятной для российской экономики геополитической ситуации?
«Хорошие проекты могут давать максимальный эффект только тогда, когда они встроены в общую систему динамичного развития страны, — говорит Николаев. — Сегодня такого нет. Проекты сами по себе, социально-экономическое развитие — само по себе. Образно говоря, это своего рода подъездные пути, а не магистраль, и по ним далеко не уедешь, если магистраль ведет не туда».
Правительственные инициативы при всей их амбициозности действительно не ставят самую стратегически важную для России цель: опередить темпы мирового экономического роста. Минэкономразвития скромно рассчитывает на 3% годовых до конца десятилетия. А МВФ, например, прогнозирует для России на 2023 год лишь 1,7-процентный рост — в два раза ниже среднемирового показателя. Все это говорит о том, что трудно рассчитывать на существенный рост реальных располагаемых доходов населения, особенно при высокой инфляции.
И вот именно в этот момент правительство Мишустина делает, что называется, ход конем: разрабатывает и уже начинает внедрять курируемую вице-премьером, руководителем аппарата правительства Дмитрием Григоренко инициативу «Государство для граждан» или, как её предпочитает называть премьер, «Клиентоцентричность». По убеждению главы правительства, она затрагивает практически все сферы государственного управления на каждом его уровне, потому что призвана обеспечить высокое доверие граждан и экспертного бизнес-сообщества к действиям властей. Инициатива, утверждает Мишустин, направлена на то, чтобы сосредоточить работу государственных органов вокруг интересов конкретного человека, сделать ведомства более внимательными к его запросам, будь то пенсионер, врач, учитель, работник предприятия или предприниматель.
Общение государства с гражданами уходит, как известно, в онлайн. Это, уверен премьер, дает возможность создать новую культуру государственного управления. Поэтому в поручении от 2 февраля особое внимание обращается на создание модели управления реализацией проектов, предусмотрев получение обратной связи от граждан.
Вице-премьер Дмитрий Григоренко, отчитываясь 1 февраля перед премьером, уточнил цели и инструменты «амбициозной», по его определению, инициативы «Государство для граждан». Необходимо, считает он, изменить подходы к оказанию государственных услуг «в сторону достижения результата глазами
гражданина». Иными словами, показателем эффективности должна стать не идеально оказанная услуга, а решение проблемы и вопроса человека в соответствии с его конкретной жизненной ситуацией и в максимально удобной форме. Что предполагает помимо прочего налаживание постоянной обратной связи клиента с государством. Будь то рядовой гражданин или предприниматель, они должны получить реально действующий механизм доведения до властей в регулярном режиме своих запросов и претензий.
Для этого будут развиваться не только портал госуслуг и МФЦ, но и новые формы цифрового взаимодействия.
Что еще важно: проект клиентоцентричности, по убеждению Григоренко, устанавливает правила и стандарты не только для остальных стратегических инициатив, но и для всех государственных проектов. Поэтому система обратной связи, основанная на агрегации имеющихся каналов, становится ключевым источником оценки всех проектов, реализуемых органами власти, утверждает вице-премьер.
В общем, все складывается довольно удачно: даже если к 2024 году доходы населения заметно не вырастут, избиратели все равно останутся довольны, потому что государство, наконец, будет обслуживать в первую очередь не себя, а налогоплательщиков.