Общественная палата России отправила отрицательный отзыв на законопроект, предполагающий возможность моментальной внесудебной блокировки онлайн-маркетплейсов. Эксперты опасаются, что в случае его принятия изменения в федеральных законах создадут благодатную почву для нечестной конкуренции, в результате чего больше всех пострадают потребители.
По итогам круглого стола в Общественной палате РФ (ОП), в заседании которого приняли участие представители российских маркетплейсов, а также эксперты из области медицины и права, организация приняла решение выступить против двух законопроектов о регулировании интернет-торговли. Таким образом ОП решила поддержать отрицательные отзывы, которые уже начали поступать и из некоторых федеральных органов исполнительной власти.
Первый законопроект, внесенный единороссами Александром Петровым и Сергеем Неверовым в СМИ называют лоббистским и преследующим интересы одной из российских компаний, пытающейся такими методами бороться с конкурентами. Автор же второго законопроекта – ЛДПРовец Олег Леонов, который предлагает блокировать любые ресурсы, на которых реализуется продукция, не соответствующая законодательству РФ.
Артем Соколов, глава АКИТ, в первую очередь обращает внимание на несоответствие предложенных мер законодательству Евразийского союза, который предусматривает единую таможенную границу для пяти стран. В случае принятия законопроекта для России в течение 48 часов могут быть заблокированы все трансграничные площадки за пределами Евразийского союза. На трансграничные рынки не распространяется законодательство Евразийского союза, так как товары находятся в той стране, в которой были произведены, соответствуют законодательству страны, в которой находятся и отвечают требованиям этих стран. Когда россияне заказывают эти товары для личного пользования, никаких требований по сертификации к этим товарам не предъявляются по правилам Евразийского союза. Принятие законопроектов приведет к тому, что правила Евразийского союза в данном случае перестанут действовать в случае заказа россиянами на трансграничных интернет-площадках товаров в личных целях.
Наибольшая опасность законопроекта — в несоразмерности мер, считают представители отрасли интернет-торговли. Онлайн-торговля лежит на стыке торговли и предоставления информации. В этих областях уже используются риск-ориентированные подходы. Если мы возьмем торговлю, то при выявлении подобных нарушений сам товар изымается из оборота. При несоблюдении требований об информировании потребителя продавец получает штраф, но товар из оборота не изымается. То есть здесь есть явная градация нарушений в зависимости от их степени общественной опасности. Касательно информационного сектора уже предусмотрена внесудебная блокировка потенциально опасного контента, — отметил в рамках круглого стола представитель Авито Дмитрий Гавриленко.
Представители маркетплейсов сравнивают предложенные законопроектами меры с тем, как если бы за один неправильно маркированый глазированный сырок надзорные ведомства закрывали целиком всю «Пятерочку», хотя более корректно букве законопроекта соответствует закрытие по той же причине не одного магазина, а вообще всей торговой сети. И это выглядит так, словно одна торговая позиция с некорректно оформленным по российским нормам сертификатом предполагает нанесение непоправимого ущерба общественным интересам.
На деле же общественную опасность несет в себе сам законопроект в нынешнем виде. Дело в том, что из-за региональных климатических особенностей большинство россиян ежегодно страдают от дефицита различных витаминов и микроэлементов. При этом в условиях стагнирующей экономики и темпов роста зарплат, не поспевающих за продовольственной инфляцией, возможности получать их из натуральных овощей и фруктов постепенно сокращаются. Так, согласно недавнему исследованию Всероссийского союза пациентов (ВСП), только 67 и 46% россиян ежедневно употребляют в пищу овощи и фрукты.
— Среднестатистический рацион россиян предрасполагает к наличию дефицита биологически активных веществ, и население в том числе использует БАДы для коррекции этого дефицита. Если говорить с медицинской точки зрения, в целом мы видим, что 30% населения использует БАДы регулярно — это очень большой процент, — рассказала консультант по разработке специализированных продуктов питания ВСП Александра Суржик.
В свою очередь врач-диетолог, д.м.н. Михаил Гинцбург отметил, что россияне потребляют БАДы только исходя из двух целей: вылечиться или стать еще здоровее. А единственное требование законодательства состоит в их безопасности, но при этом правовые нормы никак не касаются их эффективности.
— Насколько я вижу, возникает интересный момент: вся реклама БАДов во многом является недобросовестной, и мы получаем конкуренцию не между двумя таблетками, а между предложением. И в этом смысле предложенный законопроект здорово осложнит жизнь большим интернет-магазинам, для которых БАДы являются всего лишь одним из наименований среди прочих товаров, создав тем самым преимущества для больших производителей БАДов, которые имеют собственные интернет-магазины. А как мы видим, любое ограничение конкуренции приводит к снижению качества и повышению цен. Кроме этого никакого эффекта у этого закона не будет, — сказал Гинцбург.
Адвокат и член Совета по правам человека при президенте РФ Шота Горгадзе привел в пример проблемы, с которыми уже сталкиваются на практике компании, торгующие подобными товарами через интернет. По его мнению, ужесточая правила интернет-торговли, депутаты должны подумать, как избежать недобросовестной конкуренции в виде ситуаций, когда одна организация выдавливает с рынка другую, используя при этом «в темную» суды, которые даже не понимают, что на деле это не пенсионер борется за свои права, а какая-то компания пытается таким образом избавиться от сильного конкурента.
— В рамках недобросовестной конкуренции можно создать проблемы даже для самой добропорядочной компании, которая работает полностью «в белую», — рассказывает Шота Горгадзе. — Делается это элементарно: выходят наши с вами сограждане с исками в разных регионах, заявляя, что тот или иной БАД им либо не подошел, либо что они не получили четкого разъяснения, как их принимать. И на этом основании можно парализовать работу любой компании, которая занимается реализацией товаров через интернет.
Выступая в рамках круглого стола директор ассоциации электронных коммуникаций Сергей Плуготаренко отметил, что в его организации очень настороженно относятся к любым инициативам, связанным с блокировками в отношении интернет-компаний, поскольку подобные действия могут полностью остановить работу таких компаний и лишить 70 млн россиян привычного для них способа совершения покупок. Эффект от этого может оказаться разгромным в масштабах всей экономики страны.
— Сегмент электронной торговли — главный драйвер всей экономики рунета и цифровой экономики России в целом. По нашим подсчетам, в 2020 году объем экономики электронной коммерции составил 6 трлн рублей, — приводит актуальные цифры Плуготаренко. — В 2021 по прогнозу эта сумма будет на 42% больше, а к 2025 году она будет в четыре раза больше. В прошлом году появилась новая товарная категория, показавшая существенный рост — это категория лекарственных средств.
Координатор рабочей группы по превентивной медицине, к.м.н. Сергей Чудаков и вовсе считает проблему жалоб на подобные товары серьезным преувеличением.
— На мой взгляд это совсем неверная тактика: наша организация не наблюдает ни массовых жалоб потребителей, ни каких-то уголовных дел, связанных с контрафактом, который просачивается в Россию, — сказал он.
В подтверждение этого тезиса представитель Wildberries привел статистику сервиса: за 2021 год в маркетплейс по линии Роспотребнадзора поступило порядка 1 тыс. обращений по всем товарам, причем заказов за тот же период было порядка 800 млн (они преимущественно состояли из нескольких позиций). То есть жалобы относились к 0,001% от общего числа заказов. При этом представитель компании отметил, что у нее уже существуют эффективные инструменты как автоматической, так и ручной блокировки предложений с нелегальной продукцией. Более того, сейчас компания проводит совместный эксперимент с Росаккредитацией в отношении такой чувствительной категории товаров, как БАДы.
— Смысл нашего эксперимента в том, чтобы потребитель мог мгновенно посмотреть сертификат или декларацию о соответствии по каждому БАДу, которые будут подгружаться напрямую из Росаккредитации, — сказал представитель компании.
Представитель Яндекса Дмитрий Русаков добавил, что у компаний из отрасли интернет-торговли есть отраслевая ассоциация, которая давно и очень эффективно работает с жалобами, которые поступают не только от потребителей, но и от поставщиков, для которых это тоже является методом конкурентной борьбы.
— И в соответствии с новым законом мы можем прийти к ситуации, когда компании будут массово закидывать друг друга жалобами, что в свою очередь будет приводить к внесудебным блокировкам и значительным убыткам для добросовестных компаний, — отметил он.
В Яндексе также посчитали новый законопроект избыточным и предложили вместо этого использовать уже существующие эффективные инструменты защиты потребителей от контрафакта.
— У нас в России уже существуют технические методы контроля оборота подобных сложных товаров. Например — система маркировки. Мы для этого ее придумывали, и если возникают вопросы именно по обороту БАДов, то давайте применять маркировку и к ним в том числе, — подытожил представитель сервиса.
По итогам круглого стола, можно сделать вывод – законопроект был подготовлен без учета мнения профессионального сообщества и экспертов рынка, но все они готовы к конструктивному диалогу, что и доказало это заседание. Общее мнение участников круглого стола состоит в следующем: законопроекты требуют очень серьёзных доработок, и в этом процессе должны принять участие как сами участники рынка интернет-торговли, так и общества по защите прав потребителей, представители экспертного и научного сообществ. Только в этом случае можно быть уверенными в том, что изменения пойдут на пользу потребителям и не разрушат рынок.