Позиция немецких противников решения Еврокомиссии по газовой и атомной энергетике может измениться в рамках их коалиции с другими партиями.
Представители партий «Зеленые» в правительстве Германии и Австрии, а также власти Люксембурга яростно критикуют принятое в среду решение Европейской комиссии (ЕК) о признании газовой и атомной энергетики в качестве переходных зеленых источников энергии, способствующих выходу на безуглеродную экономику.
Обжалование этого решения в суде может негативным образом сказаться на российских компаниях, являющихся мировыми лидерами в сфера мирного атома и голубого топлива. Однако, похоже, что достичь своих целей у противников атомной и газов экспансии российского энергетического бизнеса в Старый Свет не получится.
Президент Австрии Александр Ван дер Беллен с негодованием прокомментировал позицию Брюсселя. «Еврокомиссия направляет неправильный сигнал рынкам капитала. Это стимул для продолжения инвестирования в опасные технологии и неправильный путь. Ядерная энергетика не является ни устойчивой, ни безопасной», — приводит его слова сайт «Австрия сегодня».
Одновременно министр защиты климата Австрии Леоноре Гевесслер объявила о намерении в ближайшие недели совершить юридические шаги по данному и обратиться в Европейский суд. Министр охраны окружающей среды и ядерной безопасности ФРГ Штеффи Лемке, как и ее австрийская коллега, представляющая «Зеленых», унисоном пообещала организовать судебный иск.
На уровне первых лиц государств такую позицию поддержал только Люксембург. На уровне отдельных политиков — Испания и Португалия. В целом звучали в основном эмоциональные заявления, аргументов против, подкрепленных экономическими выкладками пока предъявлено не было.
История документа под названием «Таксономия ЕС», вызвавшего столь большой резонанс в ряде европейских стран, берет свое начало еще в 2019 году. Тогда Европейский парламент и Совет Европейского союза утвердили создание первого в мире «зеленого списка». В последующем он приобрел вид перечисления видов экономической деятельности, которые соответствуют требованиям безуглеродной экономики.
Данный финансовый инструмент мог бы служить хорошим ориентиром для государств и частных компаний в вопросе инвестиций. Однако достичь показателя выбросов CO2 в 100 г/кВт∙ч способны лишь единичные виды электростанций — работающие от возобновляемых источников энергии или АЭС. Даже природный газ, считающийся более «чистым», и выбрасывающий при сжигании 1,85 т СО2/тыс. м3, не способен пройти установленные «зеленые границы». Для сравнения — выброс от сжигания угля остается на отметке 2,7—2,8 т СО2/т.
Очевидно, что именно осознание безальтернативности, помноженное на болезненно подскочившую цену топлива, привело Европейскую комиссию к решению признать газ и атом в числе переходных источников на пути к «зеленой» энергетике.
Как заметил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович, подобное решение должно быть одобрено Советом Европейского союза, поскольку оно будет определять правила игры целых государственных институтов и направление финансовых потоков. И именно в процессе одобрения европейская оппозиция газу и атому сможет выразить свой протест. Но будет ли она услышана — большой вопрос.
«Для того, чтобы поддержать или отклонить решение, необходима поддержка определенного процента стран и населения — это 70% и 60%, соответственно. Но такое количество голосов собрать просто не получится. Значительная часть ЕС будет готова признать, что газ можно использовать как минимум несколько десятилетий. По поводу атома вопрос сложнее — между противниками и сторонниками раскол сильнее, однако первым собрать 70% также вряд ли удастся», — заявил «Эксперту» Станислав Митрахович.
Самым проблемным участником голосования может стать именно Германия, ведь именно в этой стране наблюдается наивысшая полярность мнений среди политических элит. Несмотря на то, что формально ведущей партией там остаются социал-демократы во главе с канцлером Олафом Шольцом, сразу четыре ведущих министра являются ставленниками «Зеленых». Именно эта политическая сила, поддерживаемая из-за океана, выступает против запуска «Северного потока-2» и реализации атомных проектов, которые при неверной эксплуатации, по мнению немецких защитников природы, «могут повторить вариант Чернобыля».
Станислав Митрахович уверен, что во время финального голосования по «Таксомании» Германия может если не принять сторону оппозиции, то воздержаться. Иного мнения придерживается кандидат политических наук, исполнительный директор Международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок.
«”Зеленые” выступают против атома до тех пор, пока не вступают в коалицию. Тем более, они понимают, что их страна не может уже завтра перейти на зеленую энергетику. Напомню, что в Германии около 30% энергии до сих пор добывается из угля. И менять атомную энергетику на уголь — это как минимум странно. Кроме того, стоит напомнить, что раньше “Зеленые” были гораздо более оппозиционными. В коалиции у них уже другая позиция, в том числе и по “Северному потоку-2”. Поэтому их критика, я думаю, не более чем предложение к тому, что процесс перехода нужно делать быстрее», — сообщил Станислав Бышок «Эксперту».
В случае одобрения решения Европейской комиссии по «таксономии» российским компаниям — в частности «Газпрому», «Новатэку», «Росатому» и другим — грозит не менее 10 счастливых лет, ведь новые инвестиции в атомные электростанции разрешены до 2045 года, в газовую инфраструктуру — до 2030 года.
Кроме того, разрешение на использование газа привлечет новых инвесторов, у которых будет уверенность, что вкладывать в газовые проекты — это надежно. Часть европейских экспертов уже высказывает опасение, что большие суммы, которые раньше могли быть инвестированы в возобновляемую энергетику, пойдут на газовые ТЭЦ и ТЭС.
Что касается атома, то страх перед ним по-прежнему силен, но преодолевается. «Росатом» уже имеет проекты в Европе, как минимум, строятся атомные электростанции в Финляндии и в Венгрии, Плюс другие страны покупают атомное топливо, а с учетом изменения политической ситуации таких государств может стать больше», — заметил Станислав Митрахович.
Но самое главное, что признание газа и атома переходными источниками энергии позволит Москве запросить пересмотра углеродного налога для российских товаров, который планируют взымать в Европе уже с 2026 года. Ведь теперь значительная часть производства в России будет считаться «временно чистой».