Подписанная в столице КНР российско-китайская декларация не является очередным стандартным документом о дружбе и взаимопонимании. Она стала самым настоящим вызовом американскому миропорядку – точнее подобию миропорядка, который Штаты пытаются сконструировать на фальшивых лозунгах и идеологическом песке.
Ни для кого не секрет, что стартовавшие 4 февраля в Пекине Зимние олимпийские игры имеют огромное значение как для Китая, так и для лидера этой страны Си Цзиньпина. Олимпиада – это не просто демонстрация величия страны (этакая фабрика тщеславия), но и живое воплощение личных успехов товарища Си. Успехов, которые для него крайне важны в преддверии съезда Компартии этой осенью, по итогам которого китайский лидер может быть переизбран на третий срок правления, чего в КНР не было уже десятки лет. Именно поэтому Китаю было крайне важно, чтобы церемония открытия Олимпиады была главным информационным событием 4 февраля, чтобы все СМИ писали именно о ней.
Однако надеждам товарища Си не суждено было исполниться. И не потому, что лидер Украины Владимир Зеленский все-таки решил пойти путем Михаила Саакашвили и сорвать очередную китайскую олимпиаду «маленькой победоносной контртеррористической операцией» против мятежных территорий – Зеленский-то как раз сидел тихо. В том, что внимание от Олимпиады было отвлечено на другое событие, виноват не украинский лидер и даже не американский, а сам Си Цзиньпин, который как раз перед церемонией открытия встретился со своим российским коллегой Владимиром Путиным и подписал с ним целый ряд документов. Именно этой встрече и именно этим документам посвящена значительная часть публикаций западных СМИ, комментирующих происходящие ныне в Пекине события.
Заголовки действительно громкие. Общий смысл их примерно в том, что в Пекине Си и Путин объявили план по противодействию Соединенным Штатам. И под этим планом подразумевается не столько принятый пакет документов, и даже не озвученные рядом западных СМИ намерения Москвы «избежать западного наказания» и использовать Китай для снижения опасности от американских санкций за вторжение в Украину. Западных коллег очень напряг текст совместной декларации, подписанной президентами.
В этом тексте прописан целый ряд важных тезисов, объединяющих обе страны – и не только их. Формулировка в самом названии декларации – «о международных отношениях, вступающих в новую эпоху, и глобальном устойчивом развитии» – показывает, что она имеет не двусторонний, а глобальный характер. По сути, эта декларация является письменно оформленной альтернативой американскому видению мира – тому самому проекту либеральной глобализации, которую продвигают Соединенные Штаты.
Так, Москва и Пекин не просто отрицают вашингтонский нарратив о необходимом продвижении в мире свободы и демократии в американском понимании этих терминов – они претендуют на то, чтобы самим определять понятие демократии, а также сделать это понимание общепринятым. «Демократия – это способ участия граждан в управлении собственной страной. Она не строится по трафаретам, – говорится в документе. – В зависимости от общественно-политического устройства, истории, традиций и культурных особенностей конкретного государства его народ вправе выбирать такие формы и методы реализации демократии, которые соответствуют специфике данного государства. Право судить о том, является ли государство демократическим, есть только у его народа».
И великим державам, уверены Путин и Си, не стоит решать за эти народы. Можно не сомневаться, что западная пресса «разнесет» эту трактовку демократии – однако она найдет огромное количество сторонников в странах третьего мира. Как найдет и прописанное в документе российско-китайское понимание «прав человека». Опять же, никакого равнения на западный индивидуализм и дичайшие перекосы либерализма (наподобие BLM и радикального феминизма). «В силу национальной специфики, различий в истории и культуре, общественном строе и уровне социально-экономического развития государств необходимо соотносить универсальность прав человека с реальной ситуацией в той или иной стране, защищать права человека в соответствии с положением дел в государствах и потребностями населения», – утверждается в декларации.
Главной же задачей держав, по мнению Москвы и Пекина, является «поддержание миропорядка, основанного на международном праве». Кроме того, они должны «добиваться подлинной многосторонности при центральной и координирующей роли ООН и ее Совета Безопасности, содействовать демократизации международных отношений, обеспечивать достижение мира, стабильности и устойчивого развития на земле». Развитие и сотрудничество – именно эти два процесса Россия с Китаем называют главными элементами современной международной системы. И этот выбор абсолютно верен. Именно развитие позволяет поднять уровень благосостояния населения, что в свою очередь органично – без всяких цветных и черно-белых революций – ведет к созданию среднего класса и либерализации обществ. Именно сотрудничество позволяет государствам научиться уважать различия друг друга, порождает и укрепляет толерантность в правильном смысле этого слова.
Ну и, наконец, в рамках концепции сотрудничества Москва и Пекин дают определения слову «безопасность» – и оно опять отличается от американского «безопасность для нас за счет интересов других». «Ни одно государство не может и не должно обеспечивать свою безопасность в отрыве от безопасности всего мира и за счет безопасности других государств. Международное сообщество должно принимать активное участие в глобальном управлении в интересах обеспечения всеобщей комплексной неделимой и устойчивой безопасности», – говорится в декларации.
Ирония в том, что главным творцом этих тезисов стали не российские и китайские дипломаты, и даже не Путин с Си. Основную роль в деле их создания и, что самое главное, письменного оформления сыграли американцы. Именно Соединенные Штаты продолжают дестабилизировать мировой порядок своими оторванными от реальности идеями и попытками вернуть невозвращаемое – то есть ту систему, которая существовала в 90-е годы (когда Россия переживала последствия распада СССР, Китай еще не вырос, а Америка была на вершине своего военного, экономического и идеологического могущества). Именно Соединенные Штаты сейчас активно провоцируют региональные войны, имеющие все шансы превратиться в мировые (в частности, войну на Украине и войну на Тайване). Именно Соединенные Штаты отказываются договариваться по вопросу выработки конструктивных, объективных и приемлемых для главных мировых игроков правил игры, предпочитая продвигать свои интересы угрозами применения силы и введения санкций.
Поэтому Путин и Си не выступают в качестве антиамериканских поджигателей, как их позиционируют западные СМИ – они пытаются играть роль, выражаясь словами китайской The Global Times, стабилизаторов меняющегося мира. В конце концов, кто-то же должен его стабилизировать.