Конфликт в Европе завершен. Путин дал свой ответ на решения США и НАТО, в одночасье переформатировав мировую геополитическую ситуацию.
4 февраля в Пекине подписано «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о международных отношениях, вступающих в новую эпоху, и глобальном устойчивом развитии» — фундаментальный документ, готовившийся, судя по качеству текста, не один месяц. Первые варианты появились, возможно, раньше черновиков Договоров между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о гарантиях безопасности.
Покров сорван, и тайное (оно же очевидное) стало явным. Стали понятны и бесконечные перемещения российских войск на полигоны и обратно, и требования гарантий безопасности от США и НАТО. Запад дал требуемый ответ и документы зафиксировали, что безопасность России не их проблема. РФ предложено вести переговоры по второстепенным вопросам, без особой надежды на успех.
До сего дня Запад торжествовал, Украина готовилась к победе. И никто из них не подозревал, что с их помощью была разыграна несложная партия в два хода, в которой все пешки: США, НАТО, ОБСЕ; сыграли отведенные им роли именно так, как и предполагали в Кремле. Им говорили: войны не будет — они не верили. Им говорили: мы хотим лишь гарантий своей безопасности — они твердили, что Россия захватит Украину. Им говорили: остановитесь — они повторяли, что расширение НАТО на восток продолжится, а Украину вооружим до зубов и базы натовские разместим, и ракет под Белгородом понаставим.
Украина до того поверила в войну, что увеличила свою армию на 100 тыс. человек, начала формировать 25 бригад территориальной обороны и партизанские отряды. Страны НАТО бросились ей помогать —деньгами, оружием, инструкторами, снаряжением.
Проекты санкций против нафантазированного в воспалённом западном сознании российского вторжения превзошли самые смелые ожидания. Под санкции попало всё: и Путин, и Лавров, и все их знакомые; и знакомые их знакомых; трубу отказались сертифицировать, платить за ее строительство тоже отказались; сгоряча чуть было не отключили раньше срока SWIFT. Всех превзошла В. Нуланд, — она анонсировала 18 вариантов санкций. Под них попали все.
И вот 4 февраля все санкции, все усилия США и НАТО по защите Украины и расширению на Восток, всё это потеряло всякий смысл и значение. Войны не будет. И расширения НАТО не будет. И размещения новых войск не будет. И США выведут свои войска, откуда им было сказано, причем, по своей доброй воле. И на Украине не будет никаких сил альянса. Потому что все это теперь бессмысленно.
Фронт противостояния переместился из Европы в Азиатско-тихоокеанский регион. Там 4 февраля начал формироваться новый полюс мира. Его идеи привлекательны и сильны, его принципы миролюбивы, он нацелен на развитие и уважение к другим. Он по-настоящему толерантен и готов сотрудничать со всеми, даже с теми, кого не позвали в Страсбург на «Всемирный форум за демократию — 2021». Он не требует клятвы на крови за соблюдение прав человека и свободу личности выбирать свой пол. Народы и страны могут жить, как хотят, и никто их не призывает отказаться от законов и обычаем отцов.
И многие могут выбрать именно этот путь, особенно среди развивающихся стран. Конечно, Старый свет все эти идеи перевернет: мол, врут всё авторитарные. Но другим понравится. Народы соскучились по уважению, по свободе жить не в «лагере демократии и либерализма», а по своей воле. И это большая опасность для Запада. Если раньше боялись экономической мощи Китая и военной России, то теперь придётся бояться объединяющих их ценностей.
Признать мощь нового союза Западу нельзя, иначе придется согласиться с окончанием своей гегемонии. Вопрос, как всегда, попытаются решить военной силой. Не зря торопились вывести войска из Афганистана и спешно тушили региональные военные конфликты — надо было срочно сконцентрировать силы против новых противников: Китая и России. Не успели.
Не нами сказано: «Восток — дело тонкое». Обвели западников вокруг пальца, заставили играть по чужим правилам, ведь «на всякого мудреца довольно простоты». Теперь войска США из Европы сами уйдут. В АТР перебазируются. За ними потянутся британцы. Ракеты средней дальности туда же переедут. Флот уйдет. Ядерное оружие оставят, потому что европейцев больше нечем будет защищать. Останутся ли ротационные батальоны европейских стран НАТО в Прибалтике и Польше — тоже большой вопрос. Без американского зонтика каждый о себе будет думать, а не о 5- статье Вашингтонского договора.
Хуже всего придется Украине. Войска надо сокращать, — кормить, поить и обогревать без натовской помощи, а ее больше никто не даст, они долго не смогут. Чтобы территориальные формирования и партизаны не
взбунтовались, их придется распустить по домам. Про транзит российского газа придется забыть. О кредитах МВФ и прочих благотворителях и говорить нечего — не дадут ни копейки. Ведь защищать Запад теперь надо не в Европе, а на Тихом океане. Так дело пойдет, глядишь, байрактары и джевелины придется продать, как в 1990-к гг. продали самую современную советскую военную технику, оставив себе то, что другие покупать не стали. Украинская армия через год, много — два, вернется в то состояние, в каком она была в 2014 году.
В НАТО и ЕС Украину, конечно, никто не примет, может быть, даже официально откажут, — кому она там нужна, да и Россию теперь дразнить лишний раз поостерегутся.
И все это без войны, а лишь словами правды и фиксацией того, что фактически сложилось — союз России и Китая.
Конечно, первое что скажут — Россия на вторых ролях, на побегушках у великого китайского соседа. Да нет, не того разряда нынче страна, чтобы на побегушках быть, — отбегались, знаем каково это. США и НАТО научили. Теперь только на равных, а это всегда самый надежный и взаимовыгодный союз. Да и нет у Китая ни сил, ни желания нас унизить. Конечно, если бы не крайне агрессивная политика США и НАТО, может быть, такой союз сложился через годы и десятилетия, но в условиях, когда ни нам на западе, ни Китаю на востоке никто ничего не гарантирует, поневоле процессы идут быстрее.
И все же это не США и НАТО создали новый союз — это добровольное объединение государств, а за ним и народов. Конечно, для этого время нужно, слишком много между нами было в истории разного: и хорошего, и плохого, но первоначальное доверие есть, а дальше оно либо укрепится, либо наоборот. Все зависит сначала от лидеров, затем от элит, а в конченом счете от народов — российского и китайского. А вот от американцев и европейцев мы теперь меньше зависим, а они от нас больше. Но это не наша вина — это плоды их политики — недальновидной и эгоистичной.