Основные американские индексы во второй раз в 2022 году закрыли неделю в плюс, но рынок постоянно бросало то в жар, то в холод. На следующей неделе сумасшедшая волатильность способна усилиться: может быть объявлено, что инфляция в США достигла 7,2% - это сорокалетний (с февраля 1982 года) максимум.
Ярким отражением хаоса, который творится на американском рынке в последнее время, является простая статистика: для Nasdaq эта неделя была лучшей в году, но именно на нее пришелся его худший день за 16 месяцев. За эти дни индексы продемонстрировали как быстрый подъем, так и мощный обвал, а завершили пятницу разнонаправлено.
Nasdaq Composite вырос на 1,58%, S&P 500 прибавил 0,52%, а Dow Jones Industrial Average потерял 0,06%. Неделю все они завершили в плюс: на 2,4%, 1,5% и 1,1% соответственно – это уступает размаху их колебаний во многие дни последних двух недель.
Резкие смены настроения на рынке в конце января – начале февраля стали практически нормой. В районе минимумов года быстрое падение могло сменяться сильным ростом (как и подъем – обвалом) внутри одного дня. На этой неделе ситуация еще и дважды радикально менялась сразу после закрытия основной сессии.
В среду после разочаровавшей Уолл-стрит отчетности бодро поднимавшиеся акции Meta обвалились на постмаркете на 23%. В четверг их падение продолжилось, захватив с собой прочие технологические акции. Это и был худший день Nasdaq за 16 месяцев (он потерял 3,74%).
Однако сразу после закрытия отчитался Amazon, акции которого тоже были одним из двигателей обвала четверга, потеряв 7,81%. Но после сильного отчета они взлетели на 18%. Все изменилось, как по волшебству. Акции Snap, терявшие 23,6%, взмыли на 54% после того, как социальная сеть сообщила о первой квартальной чистой прибыли. Бумаги Pinterest, падавшие на 10,32%, за минуты выросли на 27,7%.
В пятницу этот рост продолжился, формально возглавляемый акциями Amazon, однако, на деле, они сползали от достигнутых на постмаркете четверга максимумов. По итогам последнего дня недели они выросли только на 13,5%. Но зато росли другие технологические акции (например, Tesla прибавила 3,6%).
Вот только такой подъем акций, не говоря уж о волатильности, не свидетельствует о здоровье рынка. Сколь угодно быстрый рост в отрыве от масштабов предыдущего падения и от общего контекста вообще ни о чем не говорит. Три лучшие недели Nasdaq за последние 30 лет пришлись на апрель 2000-го, сентябрь 2001-го и октябрь 2008 года (25,3%, 16,1% и 15,3% роста соответственно). Это два месяца из эпохи сдувания пузыря дот-комов и один – из тяжелейшего периода мирового финансового кризиса.
А вот такие обвалы, как у акций Meta или ранее Netflix (она, к слову, превзошла ожидания аналитиков по прибыли) нехорошим сигналом быть могут. По мнению гендиректора 50 Park Investments Адама Сархана, это свидетельства глубинной слабости рынка.
«Некоторые акции мегакапитализированных технологических компаний торгуются почти как грошовые, – заявил он CNBC. – Это скрытый под поверхностью массовый сдвиг от явно бычьего рынка к тому, что может стать началом медвежьей фазы на Уолл-стрит. Впервые после начала эпидемии мы наблюдаем почти 180-градусное изменение, когда, даже если у нас есть рост и сильные цифры, акции больше не растут слепо и бешено. Вместо этого они падают».
Для такого слабеющего и нервного рынка каждая отчетность крупной компании может стать испытанием. На следующей неделе их будут десятки, в том числе от Coca-Cola, Walt Disney и Pfizer.
Усилить волатильность способны и данные по инфляции, которые выйдут на предстоящей неделе в четверг. Внимание к ним будет приковано после ошеломительного скачка числа рабочих мест, о котором сообщило Минтруда США в минувшую пятницу. Он произошел на фоне роста заработной платы на 0,7% за месяц и на 5,7% за год, подтверждающего раскручивание инфляционной спирали. Это вызвало очередные спекуляции о том, что ФРС будет агрессивнее повышать ставки.
Между тем аналитики уже говорят, что можно ожидать январские темпы роста потребительских цен на уровне 7,2% – рекорд с мрачного февраля 1982 года. В то время легендарный председатель ФРС Пол Волкер как раз в борьбе с инфляцией поначалу загнал экономику США в продолжительную рецессию (худшую со времен Великой депрессии). Это само по себе навевает неприятные аналогии, но еще и вырастут шансы на более резкое ужесточение денежно-кредитной политики.
«Сочетание повышенной волатильности рынка, громких прибылей и промахов — и все это на фоне призрака ястребиной ФРС — создало идеальный сценарий для диких колебаний, которые мы и наблюдаем, — процитировал Bloomberg торгового стратега Instinet Фрэнка Каппеллери. – Это поставило трейдеров в тупик и очень снизило их доверие к сколько-нибудь значительным движениям – дольше нескольких дней, а порой и часов».