Авиадвигатель ВК-2500 планируют перевести на водородное топливо
Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского») планирует в этом году начать работы по созданию гибридной силовой установки на базе авиадвигателя ВК-2500, которая будет в качестве топлива и хладагента использовать водород. После этого начнутся опытно-конструкторские работы по созданию гибридных и электрических силовых установок для самолетов вместимостью до 100 мест, в том числе для воздушных судов мультироторного типа, конвертопланов и аэротакси, сообщили в пресс-службе ЦИАМ.
«На МАКС 2021 демонстрировалась летающая лаборатория "Сигма-4Э" с электродвигателем мощностью 80 кВт и литий-ионными аккумуляторами. В планах на 2022 год – отработка электрической части на "Сигме-4Э", а на следующем этапе силовая установка самолета станет гибридной за счет установки водородного топливного элемента. Также начнутся работы над созданием ГСУ с кратно большей мощностью – 1,5-2,0 мВт. Ее особенностью станет использование не только более мощного привода на базе двигателя ВК-2500, но и применение жидкого водорода в качестве топлива и хладагента», — сообщили в пресс-службе.
Уточняется, что масса ГСУ будет сопоставима с массой аккумуляторной батареи, гибридизация также позволит увеличить продолжительность полета в три-четыре раза. Кроме того, топливный элемент может стать основой для вспомогательной электрической установки мощностью 30-40 кВт. В ЦИАМ считают гибридизацию одним из определяющих трендов в авиации. Гибридные силовые установки, прежде всего для малых и региональных самолетов, выгодны с точки зрения энергоэффективности и экологичности, кроме того, они позволяют сохранить приемлемую весовую эффективность за счет оптимизации конструкции и режимов работы газотурбинных или поршневых авиадвигателей.
В институте также напомнили, что год назад начались летные испытания российской летающей лаборатории Як-40ЛЛ с гибридной силовой установкой, в состав которой входит первый в мире электродвигатель на высокотемпературных сверхпроводниках. Электрический авиадвигатель мощностью 500 кВт, приводящий воздушный винт, дополняет два турбореактивных двигателя самолета. Сейчас демонстратор ГСУ дорабатывается и во второй половине года вновь встанет на летающую лабораторию.
Ранее «Эксперт» писал, что Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) «Ростеха» осуществила первый этап испытаний газогенератора авиационного двигателя ПД-8 для регионального лайнера Sukhoi SuperJet New. Газогенератору, который называют «сердцем» ПД-8, предстоит пройти еще несколько этапов тестов, они завершатся в марте 2023 года. Одновременно будут проводиться испытания опытного образца силовой установки — его планируется запустить уже в марте этого года.