Общее количество обращений граждан в Банк России за год сократилось на 10%
Количество жалоб на микрофинансовые организации (МФО) в 2021 году выросло на 37% по сравнению с 2020 годом, до 33 тысяч. После того, как Банк России исключил из реестра шесть МФО, число обращений заметно снизилось. Об этом говорится в материалах ЦБ.
«Рост жалоб на МФО (+37,2%) был во многом вызван деятельностью неформальной группы, участники которой нарушали или ущемляли права потребителей. Банк России исключил из реестра шесть организаций, входивших в эту группу, что привело к заметному снижению числа обращений в отношении МФО в конце года», ― пояснили в пресс-службе Центробанка.
Проанализировав все жалобы, поступившие в ЦБ в прошлом году, регулятор отметил резкий рост числа обращений в отношении профессиональных участников рынка ценных бумаг. Банк России получил их в 1,7 раза больше, чем за 2020 год, и связывает это с массовым выходом на фондовой рынок начинающих инвесторов, а также с поступлением значительного количества жалоб на компании с отозванной лицензией.
В отношении кредитных организаций количество жалоб снизилось на 27%, почти треть из них касались отрасли потребительского кредитования. На страховые компании россияне в прошлом году жаловались на 20% больше, чем в 2020-ом. Большая часть обращений была по ОСАГО.
Всего за 2021 год в Банк России на рассмотрение поступило 250,5 тыс. жалоб от потребителей финансовых услуг и инвесторов.
Ранее «Эксперт» писал, что в 2021 году доля россиян, которые одновременно платили по пяти и более ссудам, увеличилась с 12,3 до 13,8% — максимального уровня с 2019 года. Эта прослойка оказалась самым быстрорастущим клиентским сегментом микрофинансовых организаций. За последние два года кратно увеличилось количество должников, имеющих два-три безнадежных кредита и 20–30 невозвратных займов в МФО.
По данным ЦБ, 45,6% задолженности россиян по займам приходится на граждан с показателем долговой нагрузки выше 80%, то есть тех, кто отдает на погашение ссуд более 80% своего ежемесячного дохода.