Инвестиции «Интерроса» в размере до $1 млрд в высокотехнологичные проекты, о которых компания заявила в конце 2021 года, направят в блокчейн-платформу Atomyze, а также в другие хайтек-проекты, в том числе банки и цифровые биржи. Об этом сообщил президент «Норильского никеля» Владимир Потанин, передал «Интерфакс».
Atomyze, основанная на блокчейне, занимается токенизацией физических активов. В начале февраля российский «Атомайз» получил лицензию Банка России и стал первым участником реестра операторов информационной системы по управлению цифровых финансовых активов (ЦФА). Этот статус позволит компании выпустить новые продукты: например, обменивать токены на российские рубли или хранить их. «Интеррос» — один из инвесторов этого проекта.
Отметим, что «Норильский никель» (Владимир Потанин — его крупнейший акционер) с 2020 года предлагает токены, привязанные к своим металлам, промышленным клиентам и инвесторам на нескольких европейских биржах.
По словам Потанина, в России Atomyze может предлагать те же услуги, что и за рубежом, включая выпуск привязанных к металлам токенов. На российском рынке базовым активом для продуктов блокчейн-платформы могут стать договоры поставок по металлам, а также денежные требования и права по ценным бумагам.
Вести реализацию этих проектов планируется с помощью инфраструктуры Росбанка (входит в группу Societe Generale). Он стал первым банком-партнером Atomyze. В частности, Росбанк будет провайдером для двух важных сервисов: делегированной идентификации клиента и обслуживания расчетов по банковским счетам при проведении сделок с ЦФА.
«В отличие от некоторых криптовалют, такие платформы как Atomyze предлагают потребителям качественные и безопасные цифровые товары и могут вытеснить с рынка ненадежные продукты», — полагает Владимир Потанин. По его мнению, токены и инициатива Центробанка по внедрению цифрового рубля дадут возможность Банку России, скептически настроенному по отношению к криптовалюте, продвигать новые технологии без рисков, связанных с такими валютами как биткойн. С развитием токенов и цифрового рубля дебаты о криптовалюте могут стать неактуальными.
Сегодня регуляторы опасаются криптовалют и стейблкоинов, потому что по сути это неконтролируемая эмиссия валюты. В то время как как цифровой актив или токен представляет собой контракт: с его помощью клиент может получить продукт или услугу в цифровой форме с использованием блокчейна — онлайн-регистра, который отслеживает и проверяет каждую транзакцию, подчеркнул Потанин. «Монеты были заменены бумажными деньгами, а затем операции стали безналичными. Цифровые финансовые активы — это просто следующий этап», — подчеркнул он.
Помимо металлов, через Atomyze могут продавать и другие товары и услуги, например — в ипотеке, отметил Владимир Потанин. Ипотечная программа с привязкой к токенам сейчас разрабатывается в партнерстве с Росбанком. Одним из стартовых городов для нее может стать Норильск.
По его оценке, жилье в таких регионах как Норильск малоликвидно, а у группы, так или иначе, все равно есть служебный фонд, который может стать держателем жилья, если человек решил конвертировать токены в деньги и уехать. «Возможно, потом в программу можно будет включить и горожан. Это все нужно тестировать, понимать, как это работает и возможно, потребуется некая корректировка законодательства. Запуск программы аренды жилья в токенах тоже возможен», — сказал Владимир Потанин.
По словам Потанина, «Интеррос» также ведет переговоры с Эрмитажем в Санкт-Петербурге о предоставлении невзаимозаменяемых токенов (NFT). «К примеру, если Эрмитаж захочет отреставрировать картину, то сбор средств может быть организован через токены. Взамен тем, кто финансирует реставрацию, будут предоставляться токены на цифровую копию картины или права на какую то эксклюзивную экскурсию», — пояснил предприниматель.