В поисках антироссийского газа: США и ЕС пытаются найти замену «Газпрому»

7 февраля в Вашингтоне состоялось заседание Энергетического совета США и Евросоюза. Обсуждали, где найти альтернативное российскому «голубое топливо». Выяснили, что надеяться стоит лишь на американский СПГ – другие источники практически исчерпаны.

Читать на monocle.ru

Вечная вина «Газпрома»

Для решения газовой проблемы Европы в Штаты из Брюсселя прибыли Жозеп Боррель, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности, и еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон. Одновременно должна была состояться встреча канцлера Германии Олафа Шольца с президентом Джо Байденом.

Накануне визита европейских лидеров в Вашингтон Брюссельское руководство в очередной раз в рекордном с 1996 года росте газовых цен обвинило «Газпром». Правда, пришлось признать, что свои контрактные обязательства российский поставщик реализует в полном объеме и в оговоренный срок.

Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, в частности, с трудом, но признала, что «Газпром» выполняет свои контрактные обязательства и поэтому Европе не грозит дефицит поставок. Но при этом она упрекает российскую сторону в работе «по минимуму», а надо, настаивает фон дер Ляйен, наращивать поставки в ЕС «в инициативном порядке». Что означает это словосочетание с точки зрения контрактных обязательств сторон, г-жа председатель не уточняет.

Дуэтом с Урсулой фон дер Ляйен выступил глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель, обвинивший «Газпром» в отказе «совершать дополнительные поставки для пополнения европейских хранилищ, что еще больше усилило нервозное положение на рынке», и привело, по подсчетам Борреля, к взлету газовых цен в шесть-десять раз.

Действительно, по данным аналитического агентства Gas Infrastructure Europe, ПХГ в ЕС заполнены всего на 36,7%. Объемы хранимого газа меньше, чем в феврале прошлого года, более, чем на 13 млрд кубометров. На украинских ПХГ не хватает почти 10 млрд кубов. Если сложить эти показатели, то еврочиновники чуть ли не приказывают «Газпрому» «в инициативном порядке» допоставить почти 24 млрд кубов. Для сравнения, это почти 15% от российского трубопроводного экспорта в Европу в прошлом году. Но лавное — эти объемы не заказаны, а стоимость и так слишком дорогого транзита после прокачки ежегодных 40 млрд кубов существенно возрастает. В общем, Еврокомиссия предлагает российской компании омертвить (по нынешним ценам) до $24 млрд с неясной перспективой реализации таких дополнительных объемов газа на европейском рынке.

Боррель, конечно, не может не признавать, что, во-первых, цены на энергоносители выросли из-за проблем со спросом и предложением на глобальном уровне. А во-вторых — из-за кризиса в отношениях с Москвой. Да и Еврокомиссия в целом соглашается, что геополитическая ситуация оказывает влияние на цену «голубого топлива» в Евросоюзе. Конечно, еврочиновники, отрабатывая повестку Вашингтона, постоянно утверждают, что политический кризис породили российские войска, расположившись на границе с Украиной. Но тут у европейцев окончательно отказывает логика: раскручивая тему военной угрозы следует быть готовым к тому, что качать дополнительные, не законтрактованные объемы газа по Украине с риском их конфискации в случае обострения геополитической ситуации, для «Газпрома» просто опасно.

На фоне этого продолжаются политические игры вокруг «Северного потока — 2». В частности, советник президента США Джейк Салливан за день до визита в Вашингтон еврочиновников и канцлера Германии открытым текстом провозгласил, что газопровод необходимо использовать как совместный рычаг против России.

Тем не менее, 7 февраля «Газпром» во второй раз увеличил до контрактных объемы прокачки через украинскую ГТС. Правда, надолго ли это поможет избежать «ценовых» качелей в ситуации, когда цена на газ в результате новых поставок падает, но потом из-за сокращения заявок «Газпрому» все равно растет, пока не ясно.

Слабая альтернатива

В Еврокомиссии все же надеются ослабить позиции «Газпрома» на европейском рынке. В долгосрочной перспективе — за счет опережающего развития возобновляемых источников энергии. Этот вопрос, по словам Борреля, стал одним из центральных на последнем заседании Энергетического совета США—ЕС. Но если развитие ВИЭ и снизит зависимость европейских потребителей от российского газа, то в весьма долгосрочной (и не вполне ясной) перспективе. Поэтому сейчас, готовясь к пресловутой «агрессии России против Украины» и одновременно просто пытаясь снизить цены, Брюссель и Вашингтон лихорадочно ищут источники альтернативных поставок «голубого топлива» в Европу.

Пока эта тактика не приносит значительного успеха. Так, 4 февраля еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон посетила Баку — с надеждой договориться об увеличении поставок азербайджанского газа. Но — безрезультатно. Технические возможности прокачки газа в Турцию, а затем в Италию ограничены 10 млрд кубов год. Есть планы удвоить пропускную возможность Южного газового коридора — но это произойдет в лучшем случае к 2025 году. Кроме того, значительные объемы отбирает Турция. Так что в этом году увеличить поставки азербайджанского газа в ЕС удастся максимум на 2 млрд кубов.

Катар, на возможности которого переориентировать экспорт СПГ из Азии в Европу возлагал большие надежды госсекретарь Энтони Блинкен, с заданием Вашингтона не справился. Все объемы СПГ законтрактованы на долгосрочную перспективу. Увеличить производство можно только ко все тому же 2025 году.

Возможности Алжира, Норвегии и Нидерландов находятся на историческом максимуме. Дополнительных поставок трубного газа и СПГ ждать не стоит даже к 2025 году.

Ситуацию в какой-то мере спасает американский СПГ. В январе-феврале его поставки в Европу удвоились по сравнению с тем же периодом прошлого года. Но кардинально заместить российские поставки заокеанский СПГ не может. Во-первых, мощности заводов по сжижению газа в Америке загружены уже на 90%. Во-вторых, терминалов по приему СПГ и регазификации СПГ в Европе не хватает. В Германии нет ни одного такого объекта, хотя еще Ангелина Меркель обязалась их построить. Наконец, В Азии, основном потребителе СПГ, вновь может сложиться ценовая премия. И газовозы из США повернут из Атлантики в Тихий и Индийский океаны.

Таким образом, в ближней и даже среднесрочной перспективе вытеснить «Газпром» с европейского рынка не удастся. Но готовясь к предстоящим глобальным вызовам необходимо быстрее переориентировать поставки на Восток на ЮГ, а главное, резко ускорить производство и экспорт СПГ.