НОВАТЭК вступил в борьбу за ямальский газ

НОВАТЭК, «Югра-Ойл Инвест» и «Ямал» подали заявки на разработку трех участков недр в ЯНАО. Что означает участие в этом аукционе для НОВАТЭКа – одной из опорных компаний в стратегии развития производства СПГ?

Читать на monocle.ru

По данным Минприроды, в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) на аукцион выставлены три участка — Хатояхский, Ванхетский и Синяйский. Все они расположены в Пуровском районе. Претендентами на их разработку выступают НОВАТЭК, «Югра-Ойл Инвест» и «Ямал».

На участок недр Хатояхский площадью 507,7 кв. км подано три заявки: «НОВАТЭК-Юрхаровнефтегаз», «Югра-Ойл Инвест» и «Ямал». Участок расположен на землях лесного фонда, включающих ценные леса и частично — особо защитные участки лесов. Помимо этого, в районе размещения участка протекают реки рыбохозяйственного значения высшей категории — Часелька, Айваседапур.

На Ванхетский участок претендуют «Югра-Ойл Инвест» и «Ямал». Участок площадью 294,7 кв. км также расположен на землях лесного фонда, включающих ценные леса и частично особо защитные участки лесов.

Те же две компании претендуют и на участок недр Синяйский площадью 513,2 кв. км. Здесь ситуация та же, что и с Хатояхским участком — земли лесного фонда, включающих ценные леса и частично особо защитные участки лесов, и протекающая в районе размещения участка река рыбохозяйственного значения высшей категории  Толт-То (Толто).

С кем на самом деле поборется НОВАТЭК?

Учитывая наличие лесного фонда, включающего ценные леса и особо защитные участки лесов, экологические требования к разработчикам будут повышенные, отмечает ведущий аналитик управления анализа рынков компании «Открытие Инвестиции» Андрей Кочетков. У НОВАТЭКа есть определённый опыт работы в таких условиях. Кроме того, на две другие заявки — Ванхетский и Синяйский участки — компания не претендует.

Поэтому, полагает эксперт, удовлетворение заявок может быть распределено между тремя участниками. В плане ресурсной базы это далеко не ключевое событие в истории НОВАТЭК, но всё же пополнение запасов. Вероятно, предполагает Кочетков, эти мощности будут использоваться для поставок на внутренний российский, или местный рынок. На цене акций событие вряд ли отразится — не тот масштаб.

Собственно говоря, такие аукционы и не должны отражаться на акциях компаний, которые в них участвуют (в данном случае — НОВАТЭКа), считает руководитель отдела аналитических исследований Высшей школы управления финансами Михаил Коган, Подобных аукционов за год проходит несколько десятков, и если каждая победа или поражение на них будет как-то влиять на капитализацию компании, то инвесторы и трейдеры могут банально поседеть от такой волатильности. Поэтому ждать каких-то движений именно на фондовом рынке после того, как пройдет аукцион, не стоит — это стандартная история в сфере недродобычи, а на госкомпании куда сильнее влияет внешний фон и геополитика.

Кстати, констатирует аналитик, именно это и удерживает крупные иностранные инвестфонды от покупки акций НОВАТЭКа. У инвесторов пока нет четкого понимания относительно санкций и того, как дальше будут развиваться события на Украине. А инсайдеры распродавали российский рынок на протяжении всей второй половины прошлого года.

Что касается непосредственно аукциона и того, не являются ли остальные участники фиктивными, то нужно понимать, что в России есть всего несколько компаний, которые действительно развивают недродобычу и извлекают из месторождений максимум полезных ископаемых. И НОВАТЭК — одна из них, уверен Коган. Теоретически, победа другой компании на этом аукционе может спровоцировать ее покупку одним из китов нефте- и газодобычи России — если они уже не работают вместе негласно. И если НОВАТЭК не выиграет аукцион, в этом не будет ничего удивительного.

Шансы и перспективы в целом

Участки Ямало-Ненецкого автономного округа продолжают исследоваться, сам регион очень интересует нефтепроизводителей — даже с учетом непростых статусов земли, отмечает Павел Сигал, первый вице-президент «Опоры России». На участках, которые сейчас попадают на аукционы, есть лесной фонд и особо защищенные его сектора, а также реки рыбохозяйственного значения. Это значит, что внимание Минприроды и профильных защитных ведомств к производству здесь будет более чем пристальным.

Однако НОВАТЭК это вряд ли способно испугать. Компания часто работает в сходных природных условиях, говорит эксперт. Перспективы разработки Хатояхского месторождения, на которое претендует НОВАТЭК, вполне позитивны, они усилят позиции компании в производстве сырья. Пожалуй, на Хатояхский участок НОВАТЭК — основной претендент, но формат аукциона предполагает конкурентную борьбу, поэтому его исход действительно вполне может оказаться альтернативным.

Вообще же НОВАТЭК является, по сути, растущим бизнесом и ключевым элементом российской стратегии в сфере производства СПГ (сжиженного природного газа), утверждённой в марте прошлого года и предусматривающей рост производства СПГ в России до 80-140 млн тонн к 2035 году (с 30,5 млн в 2020 году). Как указывает портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Дмитрий Скрябин, сегодня на компанию приходится более 60% от общего объема производства СПГ в РФ. А начиная с 2023 года войдут в завершающую стадию текущие новые проекты компании, которые приведут к существенному росту добычи и реализации газа, и к 2030 году производство СПГ должно вырасти более чем втрое, до 70+ млн тонн (с 20 сейчас). При этом доля производства СПГ в компании достигнет половины всего производства углеводородов. Поэтому на долгосрочном горизонте акции НОВАТЭКА выглядят интересно — рынок СПГ глобально имеет хорошие перспективы в условиях перехода к углеродной нейтральности.

Минусом пока является достаточно умеренная дивидендная доходность акций НОВАТЭКа в ближайшие годы (5-6%), по сравнению с другими нефтегазовыми компаниями («Газпром» - 16% и выше, Лукойл — под 20% и т.д). Однако, считает Дмитрий Скрябин, в будущем эта разница может быть уменьшена за счет большего денежного потока от новых проектов компании.