Новые законопроекты о внесудебной блокировке интернет-маркетплейсов пополнили когорту критически важных законодательных инициатив, которые никто не счел нужным обсудить с представителями отрасли. Как отмечают эксперты, в случае их принятия будет нанесен сокрушительный удар по одной из самых быстроразвивающихся сфер отечественного бизнеса, что в свою очередь поставит крест на стремлении правительства выполнить параметры нацпроекта «Цифровая экономика».
В конце января представители российских маркетплейсов и профильных ассоциаций, связанных с интернет-торговлей, массово направляли письма в адрес высших должностных лиц российского правительства, Госдумы и Администрации президента. В них идет речь о двух законопроектах (№ 1190171-7 и № 50212-8), предусматривающих внесудебную блокировку интернет-порталов, осуществляющих среди прочего торговлю пищевыми продуктами и БАДами.
Главная претензия отрасли состоит в том, что полная блокировка предусмотрена в случае выявления единичных нарушений со стороны продавцов таких товаров: будь то отсутствие сертификации или предоставление некорректной информации о свойствах товара покупателям. Эксперты считают такую меру чрезмерной и несопоставимой с потенциальным вредом, который могут нанести такие действия.
Об этом в частности пишет президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин в письме на имя председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Владимиру Кашину (есть в распоряжении «Эксперта»).
«Вышеуказанные законопроекты присваивают информации о дистанционной торговле товарами и услугами, не соответствующими установленным законодательным требования, высокую степень общественной опасности, которая относится к таким угрозам, как распространение информации о детской порнографии, экстремизме, азартных играх, способах обхода ограничений на дистанционную продажу алкогольной и лекарственной продукции, — указывает глава РСПП. — Подобный подход не соответствует мерам, принимаемым органами государственной власти Российской Федерации в целях снижения контрольно-надзорного воздействия на экономические отношения, возврата к устойчивому экономическому росту, стимулирования цифровизации и развития цифровой экономики».
Схожее мнение выражает и управляющий директор Ozon Сергей Беляков в своем письме на имя министра экономического развития Максима Орешкина, Первого зампреда Руководителя Администрации президента Сергея Кириенко и начальника Государственно-правового управления Президента РФ Ларисы Брычёвой.
«Создаются необоснованные риски для интернет-площадок и их поставщиков. Фактически законопроекты наделят контрольно-надзорные ведомства колоссальными полномочиями с возможностью без суда приостанавливать деятельность компаний. Подобные полномочия создают риски их использования для неконкурентной борьбы между компаниями», — пишет Беляков.
По его мнению, такие меры не приведут к повышению прозрачности и обелению рынка БАД, а также общему решению проблемы реализации продукции, не соответствующей требованиям законодательства. Наиболее логичная и приемлемая альтернатива в этом смысле — введение маркировки такой продукции, а так же применение иных мер государственной политики, способствующих ограничению оборота контрафакта.
С мнением Белякова согласны и представители других онлайн-маркетплейсов. В частности, в беседе с «Экспертом» директор Авито по правовым вопросам и взаимодействию с госорганами Виктор Топадзе отметил, что без широкого обсуждения этих инициатив принимать подобные законопроекты нельзя.
«Мы считаем это важной темой, которая напрямую затрагивает большинство компаний, связанных с Интернет-торговлей. Ряд положений данных законопроектов вызывает вопросы, и мы будем рады принять участие в их публичном обсуждении для донесения позиции индустрии до законодателей», — сказал Топадзе.
В пресс-службе Wildberries также отметили, что законопроект нуждается в существенной доработке, поскольку предлагаемая мера блокировки всего интернет-ресурса, а не одной конкретной страницы, влечет тяжелые последствия как для самой торговой площадки, так и для ее пользователей.
«Это очевидно избыточная мера, которая может поставить под удар сотни тысяч добросовестных предпринимателей и, как следствие, потребителей. Блокировка сайта фактически приостанавливает работу всего маркетплейса. Для сравнения, выявление несертифицированного товара на полке офлайн-магазина не влечет за собой полное приостановку его работы», — констатируют в Wildberries.
Аналогичного мнения придерживаются и в Яндексе. В беседе с «Экспертом» представитель e-com и foodtech направлений компании выразил опасение, что принятие таких законопроектов может создать необоснованные барьеры для развития всего e-commerce в России, в том числе для одной из самых перспективных категорий - продуктов питания.
«Неосторожное регулирование может отразиться на работе десятков тысяч предпринимателей, в том числе из сегмента МСБ, продающих миллионы товаров с помощью наших сервисов, а также повлиять на миллионы пользователей, привыкших покупать многие товары онлайн», — констатируют в Яндексе.
Аналогичные опасения в совместном письме Кириенко, Орешкину и Брычёвой выразили президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов и директор Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко. Они отметили, что общий объем российского рынка интернет-торговли по итогам 11 месяцев 2021 года составил 3,17 трлн рублей, из которых 86% приходится на объем внутренней интернет-торговли, а 14% — объем трансграничной интернет-торговли. Искусственные ограничения в работе этих каналов создадут серьезные препятствия и для развития регионального бизнеса, считают эксперты.
«Количество отечественных поставщиков и производителей, размещающих свои товары на них, превысило уже 500 тыс. единиц. Таким образом, блокировка доступа к работе всего ресурса вследствие выявления единичных нарушений может остановить работу для огромного количества региональных предпринимателей, а главное лишить 70 млн российских покупателей удобного и привычного для них способа совершения покупок в период уже несколько лет длящейся сложной эпидемиологической обстановки», — объясняют Плуготаренко и Соколов.
Единственный выход в сложившейся ситуации эксперты и участники отрасли видят в многостороннем обсуждении этих законодательных инициатив. Необходимо учесть уже имеющиеся замечания профильных министерств и ведомств, которые уже направлены в адрес законодателей. Если принять закон впопыхах, то о цивилизованном рынке можно будет забыть навсегда.