Канцлер ФРГ попал в очень сложное положение в ходе своего визита в США. На прямые вопросы о возможных санкциях против «Северного потока — 2» он не стал отвечать. Однако на закрытых встречах с американскими политиками он был более словоохотлив
В Вашингтоне сейчас, да и не только в нем одном все обсуждают удивительное молчание канцлера Олафа Шольца, который, когда его спрашивали на пресс-конференции о санкциях против «Северного потока — 2» в случае вторжения российских войск на Украину, молчал, как партизан. Естественно, все кому не лень уже объявили Германию и ее лидера слабыми звеньями в «монолитном фронте» коллективного Запада, который США выстроили для защиты Киева от «агрессивных действий» России.
Президент США Джозеф Байден неоднократно говорил, что «Северный поток — 2» ждет незавидная судьба в случае нападения России на Украину. Повторил он свою мысль, что скандальному газопроводу, проходящему по дну Балтийского моря, не жить, если хотя бы один российский солдат или танк перейдет границу с Украиной, и на пресс-конференции в Вашингтоне. Что касается гостя из Европы, то он ни слова не сказал о санкциях против «Северного потока 2» в случае вторжения, хотя у него, как подсчитали журналисты Politico, было целых три возможности заявить, что в этом случае по газопроводу российский газ не пойдет.
Позже пресс-секретарь администрации президента США Джен Псаки сообщила, что Белый дом выступает против превентивного введения санкций против «Северного потока — 2».
«Есть расхождения во мнениях... между нами (Белым домом) и некоторыми в конгрессе, кто считает, что введение сейчас санкций против «Северного потока 2» будет эффективным,- заявила Псаки на брифинге.- Мы не согласны. Мы считаем, что это рычаг влияния».
На этом же брифинге пресс-секретарь Байдена не стала отвечать на вопрос о странном молчании Олафа Шольца по поводу санкций против «Северного потока 2» и предложила задать его правительству ФРГ.
Хорошо информированное издание Politico попыталось ответить на интересующий всех вопрос. Следует сразу уточнить, что немецкий канцлер не молчал в прямом смысле этого слова. Все три раза, когда его спрашивали о подводном газопроводе, он повторял то, что заявил в интервью CNN: «Мы будем действовать в полной синхронизации (с США), предпримем одни и те же меры…» и так далее. В интервью CNN немецкий руководитель добавил, что «меры» включают и санкции, которые будут очень «болезненными» для Кремля. Однако на пресс-конференции он о санкциях почему-то промолчал.
Во-первых, сообщает Politico, немецкие официальные лица, правда, в неформальной обстановке заверяли своих американских собеседников в том, что газопроводу придет конец, если российские войска перейдут границу с Украиной. Посольство ФРГ в США на вопрос сотрудника Politico о судьбе «Северного потока 2», тем не менее, дежурно сослалось на пресс-конференцию Байдена и Шольца.
Что касается Олафа Шольца, то он оказался более откровенным и словоохотливым на званом ужине в посольстве ФРГ в понедельник вечером, на который немцы пригласили группу видных американских сенаторов. Он, по словам присутствовавшего на ужине сенатора Боба Менендеса, отверг обвинение, что Германия намерена быть мостом между Москвой и Вашингтоном. Как утверждает сенатор-республиканец, Шольц заявил: «Нет, мы не стремимся к этому (быть мостом между США и Россией - прим.ред.) и не хотим играть эту роль». «Так что, насколько я понимаю, он очень ясно высказал свою позицию», - добавил американский политик.
" Я думаю, что мы (США и Германия) имеем общую позицию по «Северному потоку — 2», - сказал сенатор-республиканец в комментарии для Politico по итогам встречи с канцлером Германии.
Сенатор Джим Риш считает, что публичные заявления канцлера Германии имеют цель сохранить «стратегическую неопределенность» в отношении действий против России в случае ее нападения на Украину. Он уверен в полной поддержке Берлином американской позиции в отношении «Северного потока — 2».
По его словам, Шольц «горячо отрицал то, в чем некоторые в Вашингтоне обвиняют Германию — что она отвернулась от Соединенных Штатов и повернулась к России». «Это не не так. И он (Шольц) очень четко это сказал», - резюмировал он.
Констанс Стельзенмюллер из Брукингского института объясняет поведение Шольца внутренней обстановкой в Германии. Если он четко заявит, что подводный газопровод работать не будет, то построивший и контролирующий «Северный поток — 2» консорциум из шести компаний обратится в суд с требованием взыскать с немецкого правительства убытки. Между тем, известно, что немецкие судьи относятся к таким искам очень серьезно. Это известно, например, из истории с иском к правительству, когда бывший канцлер Меркель закрыла программу строительства АЭС в 2011 году после аварии на Фукусиме в Японии. Можно предположить, что Олаф Шольц хочет избежать громких судебных процессов.
Можно также предположить, что немецкого канцлера тревожит его относительно, конечно, слабая позиция в ФРГ. Он возглавляет трехпартийную правящую коалицию при том, что его социал-демократы набрали на прошлогодних выборах всего лишь четверть (25,7%) голосов. Не удивительно, что на создание правительства ушло так много времени и что Шольц возглавил его через три месяца после выборов. Открыто провозгласив «кончину» газопровода, уверена Стельзенмюллер, Олаф Шольц рискует спровоцировать политический кризис.
Politico также обращает внимание на психологию немцев. Они могут ценить уважительное отношение Джо Байдена к Германии, но возмутятся, если американский президент будет помыкать немецким канцлером, как это делал несколько лет назад Дональд Трамп по отношению к Ангеле Меркель. Немецкая гордость, следовательно, заставляет Олафа Шольца всячески подчеркивать и демонстрировать свою независимость.