Dow, S&P и Nasdaq второй месяц находятся в «красной зоне»

Фондовые индексы США закрыли в минус второй месяц подряд. Март быть томным тоже не обещает. Сырьевые рынки скатываются в хаос, а до подъема ставки ФРС осталось две недели. Пока же американские инвесторы вынуждены напряженно следить за Россией и ее активами. Там сгорают в том числе и их деньги.

Читать на monocle.ru

В последний день февраля основные новости на американском, как и на мировом, рынке, крутились вокруг санкций, ситуации в России и на Украине, а также влияния всего этого на экономику и финансовую индустрию. Подобные удары — блокировка активов ЦБ, отключение части банков от SWIFT и прочее — по столь крупной стране беспрецедентны. Какой бы малой ни казалась кому-то интеграция России в мировую финансовую систему, она была отнюдь не нулевой. Санкции и российский ответ на них так или иначе повлияют на многих.

Сырьевой хаос

Ситуация ведет, среди прочего, к хаосу на сырьевых рынках. РФ отрезают от Европы и Северной Амеики, сообщая публике, что постараются не повредить расчетам за поставки энергоносителей. Однако эти заявления вызывают лишь опасения относительно еще больших сбоев поставок сырья. Они ведь есть уже сейчас и случаются теперь все чаще, причем сразу по многим направлениям: нефть, сжиженный природный газ, палладий, пшеница и многое другое.

Покупатели приостанавливают закупки, ожидая ясности с ограничениями, накладываемыми на российские банки и компании, так как опасаются сами попасть под вторичные санкции. Стоимость доставки сырья из России и с Украины стремительно растет: перевозчики тоже не хотят рисковать. Нарушена торговля по всему Черному морю, через которое проходила четверть мирового экспорта зерна.

При этом еще на прошлой неделе начало быстро сворачиваться финансирование торговли российскими товарами. По данным Bloomberg, от него, например, отказались Societe Generale SA и Credit Suisse Group AG. ING Groep NV и Rabobank ограничили кредитование сделок, связанных с перемещением товаров из России и Украины.

Страховщики не хотят страховать суда, заходящие в Черное море, либо требуют огромные премии. Теперь ситуация только ухудшится. И даже без санкций, непосредственно направленных на российский экспорт, поставки заметно снизятся. Следствие — рост цен.

В понедельник апрельский фьючерс на нефть Brent взлетал выше 100 долларов за баррель и достигал отметки 105,07 долларов. Затем — после объявления США и их союзников о возможной продаже нефти из чрезвычайных запасов — он несколько откатился, но остался выше круглой отметки. Газ в Европе взлетал на 36%. Подорожало зерно. Фьючерсы на пшеницу подскочили в Чикаго на 8,64% (самый быстрый рост за день за более чем 11 лет).

«Сырьевые рынки должны отражать не только трудности с оплатой российского экспорта, но и риск того, что российские товары в конечном итоге все же попадут под западные ограничения, — цитирует Bloomberg аналитиков Goldman. — Это усиливает долгосрочный структурный бычий рынок сырьевых товаров».

Приключения американцев в России

Вызывала интерес американских инвесторов и ситуация на российском финансовом рынке, а то, что торги акциями на нем начаты так и не были, только повысило его. Иностранцы все еще имеют большие вложения в Россию — как напрямую, так и через различные фонды. Более того, отнюдь не все они считали необходимым даже и сейчас бежать из российских активов, не оглядываясь. США попытались так структурировать санкции, чтобы не повредить им. Однако, похоже, это не удалось.

ЦБ запретил брокерам исполнять приказы иностранцев на продажу ценных бумаг, причем наложены ограничения и на перевод за рубеж средств, полученных от купонов и дивидендов. Так что даже после начала торгов на российском рынке ценных бумаг получить с него какие-либо деньги нерезидентам будет затруднительно.

Одновременно для западных инвесторов растет риск того, что российские бумаги исключат из основных мировых индексов. Это отрезало бы их от большого сегмента индустрии инвестиционных фондов. MSCI уже заявила, что проводит соответствующие консультации с клиентами.

Goldman Sachs Group предупредила о риске исключения российского долга из индекса JPMorgan Chase & Co. Впрочем, при невозможности купить или продать российские бумаги это все равно выглядит чистым теоретизированием. Так же, как и решение Норвежского суверенного фонда избавиться от российских активов на сумму в 1,3 трлн долларов.

Американские инвесторы потратили немало усилий на то, чтобы найти способы оценить свои текущие потери на российском рынке акций с учетом того, что в Москве торгов не было. Оставались другие площадки, например, в Лондоне, где падение российских бумаг составляло десятки процентов. Но все это не слишком показательно. В итоге лучшим вариантом многими были признаны ETF VanEck Russia и iShares MSCI Russia Capped, упавшие за день на 30% и 27%, соответственно. С начала года их потери составили около 60%.

Внутренние проблемы

Фондовые индексы США начинали торги понедельника отнюдь не таким сильным падением, как эти фонды, но все же были в минусе (Dow, например, снижался на 1,7%). Текущая ситуация бьет по американскому бизнесу и напрямую. Она, среди прочего, создает все условия для того, чтобы ФРС допустила ошибки в политике, свалив экономику в стагфляцию (низкие темпы роста ВВП и высокая инфляция).

Дорожающее сырье угнетает экономический рост и подстегивает инфляцию в США, которая и так составляет уже 7,5%. С главными ее причинам (нарушение цепочек поставок из-за пандемии, а теперь — и из-за событий на Украине), подняв ставку, не справиться. Но и смягчив политику, ФРС экономике поможет мало, а рост цен ускорит. Сможет ли регулятор достойно выйти из этой ситуации неизвестно, но сомнения на рынке есть. Хотя в том, что на заседании 16 марта ставка будет поднята на 25 б.п. уверены уже почти все.

Доходность U.S. 10 Year Treasury, еще недавно уверенно превышавшая 2% благодаря бегству денег в защитные активы, к понедельнику снизилась до 1,84%. Это несколько поддержало технологические акции. К тому же некоторые из них, как, например, Zscaler и Crowdstrike, занимающиесяя кибербезопасностью, росли непосредственно в связи с обострением геополитики. Уверенно дорожали и акции, связанные с ВПК, такие, как Lockheed Martin и Northrop Grumman.

В итоге Dow Jones Industrial Average завершил день снижением на 0,49%, а S&P 500 — на 0,24%. А Nasdaq Composite, напротив, вырос на 0,41%. Однако по итогам февраля все они снизились. Это уже второй подряд месяц снижения всех индексов и пока ничто не предвещает того, что март прервет данную тенденцию.