Санкции Запада и ужесточение политики ЦБ с целью стабилизации положения будут иметь ряд серьезных последствий для граждан. В частности, попытки сберечь средства, вкладывая их в недвижимость, способны серьезно разогнать цены.
Банк России 28 февраля экстренно повысил ключевую ставку больше, чем вдвое — до 20%. В Телеграм-каналах уже активно обсуждаются возможные последствия решения ЦБ: стремительный разгон инфляции, резкое падение реальных доходов населения. И как следствие — снижение инвестиционной активности: взлет ставки практически перекрывает каналы для привлечения кредитов.
«Геополитика сейчас выступает ключевым фактором, который во многом определяет движение цен на фондовых рынках во всем мире, банковские ставки и стратегии кредитных организаций, — говорит председатель совета директоров группы Finbridge Леонид Корнилов, — Стоимость заемных денег вырастет, бизнесу будет нужно экстренное финансирование из иных источников».
Безусловно, в такой ситуации россияне обеспокоены тем, как сохранить и без того сократившиеся за пандемию накопления. А одним из традиционных защитных активов в нашей стране является недвижимость.
«Жилая недвижимость — всегда разумное и надежное вложение, вне зависимости от ситуации, а с учетом обвала рынка и рубля - одно из немногих оставшихся. Россияне исторически позитивно и с доверием относятся к вложению капитала в недвижимость, поэтому рост спроса в нынешнем положении предсказуем и закономерен», — рассуждает первый вице-президент Опоры России Павел Сигал. Однако, по его мнению, после двух «ковидных» лет у населения осталось не так много средств.
«В целом, деньги у россиян есть. Согласно данным Банка России, на 1 декабря 2021 года на счетах и вкладах физических лиц были размещены 33,2 трлн руб. (в рублях и иностранной валюте). Это составляет порядка 38,8% всех привлеченных банками средств клиентов. Объем рублевых сбережений — порядка 26,3 трлн руб., при этом 62% из них на срочных вкладах», — возражает доцент кафедры «Финансы и кредит» экономического факультета РУДН Оксана Савчина, добавляя, правда, что рост спроса (а значит и цен) в итоге приведет к тому, что некоторым покупка квартиры уже будет не по карману.
Граждане, которые в кризисной ситуации могут позволить себе покупку «про запас» не только традиционных гречки, спичек и соли, но и квартир, уже форсировали ситуацию. За последние дни в крупных городах спрос взлетел на 10-15% — сообщают «Известия» со ссылкой на участников рынка недвижимости. Граждане спешат вложить средства в надежный актив и при этом воспользоваться льготной ипотекой, которая действует до 1 июля. На ставки без господдержки надежды уже мало.
«Прогнозировать развитие ситуации на рынке ипотечного кредитования пока достаточно сложно, потому что геополитическая ситуация меняется каждый день, и макроэкономическая неопределенность увеличивается. При этом, безусловно, потенциальным покупателям объектов жилой недвижимости стоит принимать во внимание тот факт, что в текущих условиях рост ставок неизбежен», — говорит Савчина.
Кредитные организации уже начали реагировать на решение ЦБ, пересматривая условий кредитования без господдержки. В частности, ВТБ повысил ипотечные ставки на 4% — до 15,3%.
Теоретически, резкий рост ставок должен затормозить спрос, а с ним — и рост цен. Однако в этом уравнении есть не только покупатели, но и продавцы. В первую очередь — застройщики. Ведь ситуация с новостройками во многом определяет сценарии для всего рынка в целом.
«Сейчас еще рано судить, каким образом политическая ситуации скажется на ценах на недвижимость, поскольку они во многом будут определяться реакцией самих участников рынка недвижимости на происходящее и их опасениями», — отмечает эксперт экономического факультета РУДН Елена Егорычева.
Первые «тревожные звонки» уже начались: крупнейшие девелоперы указывают на то, что из-за резких курсовых скачков не исключены перебои с поставками импортных стройматериалов. В такой ситуации застройщики будут вынуждены полностью перейти на отечественную продукцию. Но если цены (например, из-за угрозы дефицита) будут расти, это неминуемо приведет к подорожанию жилья для покупателей.
Кроме того, как сообщает ТАСС, девелоперы ожидают подорожания проектного финансирования. И уже говорят о том, что рассчитывают на господдержку.
Не исключено, что государство услышит этот призыв. Тем более, что о необходимости поддержки стройсектора в Госдуме заговорили еще в конце прошлой недели, до повышения ключевой ставки. Глава думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков предложил продлить программу льготной ипотеки как минимум на три года, поддержав таким образом экономику и людей.
«Я бы сейчас как раз посоветовал правительству вместе с Центральным банком эту программу продлить. ... Должно быть планирование своей жизни. И я бы здесь года на три хотя бы сделал такую программу, и дал возможность поддержать и людей, желающих улучшить жилищные условия, и экономику через развитие стройки», — заявил депутат «Парламентской газете».
Однако тот ли это инструмент, который действительно нужен рынку? И нужен ли он гражданам? Ведь большинство тех, кто действительно хотел улучшить собственные жилищные условия, сделали это еще в 2020 году, причем на более привлекательных условиях. А у тех, кто реально нуждается в расширении, но не взял ипотеку до сих пор, просто нет возможности. В том числе — из-за самой программы, разогнавшей цены на недвижимость.
Для тех, кто хочет именно вложить деньги, еще несколько месяцев будет действовать старая льготная программа. Кроме того, в ближайшей перспективе банки начнут поднимать планку не только по займам, но и по депозитам. С учетом того, что в стране действует страхование банковских вкладов, они могут стать вполне достойной альтернативой гонке за непрерывно дорожающий актив.
Правительству же стоит не раз взвесить все «за» и «против» предложения о продлении льготной ипотеки. Может быть, имеет смысл свернуть с проторенной дорожки, чтобы помощь россиянам в улучшении жилищных условий, о которой говорил Аксаков, не вышла им боком.