Состоявшийся на прошлой неделе визит министра иностранных дел Сергея Лаврова в Индию послал четкий сигнал, что Нью-Дели не собирается отказываться от своих национальных интересов, несмотря на жесткое давление США.
С самого начала конфликта индийское правительство заняло линию строгого нейтралитета. Эта позиция предполагает, что национальные интересы Индии должны быть в абсолютном приоритете и никакое внешнее давление не может на нее повлять. Такой подход Нью-Дели мог стать примером для многих других стран. По крайней мере для тех, кто способен принимать суверенные решения.
Очевидно, что европейские страны, которые отказались от самостоятельного принятия решений, присоединившись к санкциям и осуждению России сейчас терпят многочисленные убытки. Инфляция, разрыв финансовых связей, резкое обострение ситуации с их собственной безопасностью (например, связанное с попытками послать на Украину тяжелое вооружение) – все это расплата за стремление встроиться в вашингтонскую позицию. Индийские же власти показывают, что встраиваться никуда не хотят. Потому, что не собираются действовать в ущерб собственным интересам.
Например, в оружейной сфере. По словам бывшего командующего северной армией Индии генерал-лейтенанта Дипендры Сингха Гуды, зависимость страны от российского вооружения колоссальна. «60-70% техники вооруженных сил является российской… Да и кто еще вам даст в лизинг ядерную подводную лодку», - говорит он. «Мы заказываем у русских не только оружие. Также запасные части, боеприпасы и техническое обслуживание имеющейся у нас техники. Выступить против России означало бы ослабить наши вооруженные силы», - пишет индийское издание The Print.
Или в стратегической. Эксперты признают, что Индия не может позволить себе поругаться с Россией – особенно тогда, когда с Москвой не ругаются ни Пакистан, ни Китай. Ведь в ином случае Дели получит ситуацию, когда ее крупнейший оружейный партнер перестанет поддерживать баланс в треугольнике Индия-Россия-Китай и Индия-Россия-Пакистан, став на сторону противников Нью-Дели. С кем тогда останется Индия? С нерешительными Соединенными Штатами, которые не могут даже защищать союзников в Европе? Или с Австралией, которая вообще находится за Тихим Океаном?
Более того, как верно отмечает издание Foreign Policy, события на Украине могут быть настоящим «подарком» для Индии. Страна может извлечь немалую выгоду благодаря сохранению дружественных отношений с Москвой.
В частности, за счет покупки российских энергоносителей с существенной скидкой – прежде всего нефти (напомним, что раньше Индия не входила в список крупнейших покупателей российского «черного золота»). «Когда цены на нефть идут вверх, то логично, что страны выходят на рынок и ищут такие сделки, которые выгодны для их народа», - заявил Субрахманьям Джайшанкар. При этом, по словам министра, критикующие Индию за эти покупки должны сначала посмотреть на себя – ведь крупнейшим покупателем российских энергоносителей является Европа. Которая, по всей видимости, крупнейшим и останется. «Я почти уверен в том, что если мы подождем два-три месяца и после этого взглянем на то, кто является крупнейшими покупателями российского газа и нефти, то этот список вряд ли будет отличатся от сегодняшнего. Индии даже не окажется в его первой десятке», - пояснил глава МИД.
При этом нефть – это лишь один из экономических бонусов для Индии. На фоне сложностей в российской экономике, связанной с многочисленными торговыми ограничениями со стороны ряда западных стран, индийское руководство намерено резко усилить сотрудничество с Москвой в ряде технологичных отраслей. «Мы отрезаны сейчас от западных рынков, технологий и финансов, и Индия - одна из немногих воронок, через которые мы можем их получать и на них выходить. То есть в перспективе нам придется перестраивать экономику, перенося туда часть производственных цепочек», - поясняет Эксперту Online старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Куприянов. То есть, проще говоря, совершить технологический рывок в ряде отраслей при помощи российских предприятий.
Неудивительно, что Нью-Дели подчеркивает свое уважение к российским партнерам. В тот самый день, когда Лавров посещал Индию, там же была с визитом министр иностранных дел Великобритании Лиз Трасс. И западным СМИ не очень понравилось, что в ходе этого визита глава британского МИД встречалась со своим коллегой Субрахманьямом Джайшанкаром, тогда как Сергея Лаврова принимал не только его индийский коллега, но лично премьер-министр страны Нарендра Моди.
Естественно, Америке такой подход Индии не нравится. Прежде всего потому, что позиция Нью-Дели разрушает тезис Вашингтона о том, что весь мир против России. «То, как администрация Байдена трубит о своих дипломатических успехах, создает неверное впечатление у ряда государств и лидеров. У них возникает впечатление, что нынешняя администрация глубоко евроцентрична, и это явно нам не помогает в тот момент, когда нам так нужно переманить на нашу сторону Индию, Китай и страны Залива», - говорит Бретт Брюэн, бывший высокопоставленный сотрудник администрации Обамы.
Разрушает индийская позиция и другой тезис - «все демократии в мире против России». Индию-то американцы признают самой большой демократией в мире! В итоге Джозеф Байден отчитывается о том, что мог смог добиться создания «единого фронта» против России в НАТО и среди союзников Тихоокеанском регионе, однако с одним единственным исключением – Индия, по его словам, «колеблется». Из-за этих колебаний, в частности, не удалось вставить осуждение России в совместное заявление QUAD (четырехсторонний формат Индия-США-Япония-Австралия). «К сожалению, наш драгоценный союзник Индия – крупнейшая в мире демократия – выбрала российское оружие, а не американское или наших союзников. И тем выбрала альянс с Кремлем», - возмущается конгрессмен Джо Уилсон.
Да, Индию пытались уговаривать изменить позицию. Пытались американцы напрямую. Пытались американцы через японцев – премьер-министр Японии Фумио Кисида убеждал Нью-Дели отказаться от сотрудничества с Москвой. Пытались шантажировать. «Мы продолжаем работать с ними. Хотим убедиться в том, что они понимают: не в их интересах (ну, как нам кажется) продолжать вкладывать деньги в российское вооружение», - заявил министр обороны США Ллойд Остин. По словам главы Пентагона, если Индия хочет развития военного сотрудничества с США, то она должна «меньше вкладывать в то оружие, в которое она вкладывает сейчас, и больше в то, что позволит нашим вооруженным силам продолжать быть совместимыми».
Доходило дело даже до угроз. США сначала послали, а затем отозвали из своих дипломатических представительств требование заявить индийским коллегам, что те находятся «не на той стороне». «Продолжение призывов к диалогу, которые вы озвучиваете в Совете Безопасности ООН, не являются призывами к нейтралитету. Эти призывы ставят вас в российский лагерь», - говорилось в депеше. Однако Индия продолжала стоять на своем – Нью-Дели очень ценит собственный суверенитет, а индийские эксперты напоминают американским коллегам, что предыдущие попытки принудить Индию изменить политику (например, разорвать отношения с иранцами) приводили к обратному результату – кризисам в отношениях с Вашингтоном.
В итоге сейчас специалисты призывают свои власти сменить пластинку. «Лучший способ для Соединенных Штатов решить вопрос — не заставлять Индию делать выбор, а дать Индии возможность сделать выбор, который также отвечает интересам США», - говорит Танви Мадан из Института Брукингса. То есть, проще говоря, предложить Индии какие-то бонусы за смену позиции или, по крайней мере, за частичный отход от нее.