«Мираторгу» не с кем договариваться

ФАС заподозрил «Мираторг» в картельном сговоре и неоправданном повышении цен. Однако российские эксперты уверены, что рост стоимости мяса оправдан объективными внешними факторами.

Читать на monocle.ru

Сегодня стало известно, что Федеральная антимонопольная служба ведет антикартельную проверку агрохолдинга компании «Мираторг». Согласно данным, опубликованным на сайте ведомства, ФАС планирует изучить цепочку поставки мяса и провести оценку ценообразования на данную продукцию. 

Мотивы пока неясны

«Окончательные выводы о наличии либо отсутствии в действиях проверяемого лица нарушения антимонопольного законодательства будут сделаны ведомством по итогам проверочных мероприятий, а также анализа всей полученной информации», — отмечено в официальном сообщении службы. 

В свою очередь пресс-центр «Мираторг» прокомментировал действия антимонопольного ведомства. 

Там отметили, что проверка проводится в сложный для холдинга момент, «когда идет борьба за стабильность цепочек поставок продуктов питания для граждан страны и продуктовую безопасность в целом, а также ведется восстановительная работа информационных систем холдинга с учетом недавней хакерской атаки». 

В комментарии «Эксперту» пресс-служба «Мираторг» не уточнила, какие конкретные претензии выдвинуты со стороны ФАС, заметив, что мотивы проведения проверки «неясны», и она, по мнению компании, проводится «без веских на то причин». Корреспондент «Эксперта» обратился за разъяснением основных претензий к ФАС, однако в момент публикации материала комментарий получен не был. 

Между тем, у даже экспертного сообщества нет понимания, что же именно послужило мотивом для проверки «Мираторга». 

Цены повышать никто не хочет

Учредитель и владелец компании Bright Consulting Мария Яшенкова в комментарии «Эксперту» заметила, что подобные проверки стали регулярными, несмотря на то, что рост цен объясняется очевидными факторами. 

«Каждый год, когда происходит очередное повышение цены за счет повышения налогов и сборов, экспортной пошлины, скачков курса доллара, в связи с чем себестоимость продукта растет, начинаются проверки ФАС. Как правило, проверяются товары первой необходимости. В большинстве случаев, проверки ничем не заканчиваются. Мы находимся в ситуации постоянно растущей себестоимости», — заявила Мария Яшенкова.

Причины повышения цен практически всегда вполне объективны. 

«Если мы говорим про “Мираторг”, то здесь речь идет о закупках средств и кормов для животных, средств для защиты растений. Сельхозтехника у них также зарубежная. А сейчас начался период сева, когда необходимость в технике возрастает. Да, наши производители выпускают данные товары, но далеко не все. И это мы сейчас только про сельскохозяйственную часть говорили. Но также и все зарубежные ингредиенты выросли в цене. Например, в одной колбасе стоимость добавок может составлять 30% от всего состава. Поэтому практически на всех этапах “Мираторг” чувствует влияние ситуации», — отметила эксперт в области пищевой индустрии. 

Мария Яшенкова обратила внимание, что «Мираторг» — достаточно крупный производитель, практически не имеющий конкурентов на мясном рынке. При этом компания развивает не только свой розничный проект по продаже мяса, но и пробует себя в других форматах.

«Каким образом здесь можно договорится с конкурентами? Конкуренты не занимают столь же обширную долю рынка. Кроме того, в конкурентоспособность таких фирм поверить крайне сложно», — подчеркнула Мария Яшенкова.

Она заметила, что в текущей ситуации некоторые производители могли придерживать продукцию на складах, однако это являлось их правом. С другой стороны, могла «всплыть» тема с существованием перекуповщиков, что и вызвало столь частые проверки производителей со стороны ФАС в последние месяцы.

«Впрочем, тема перекупщиков не касается крупных федеральных сетей. Какие-то сговоры здесь видеть — совершенно деструктивно. Скорее, в некоторых случаях сказались логистические проблемы», — добавила она.

Эксперт обратила внимание, что ни один производитель не стремится повышать цену на продукцию, если в этом нет крайней необходимости.

«Например, поднял он цену на 10% — продажи упали. Людям нужно привыкнуть к новой цене. Если говорить о мясе, а это в данном случае в основном говядина — падение спроса и так будет сейчас происходить, потому что люди переходят на более дешевые варианты. На месте “Мираторга” стоило бы держать цены ниже, чем у конкурентов, до последнего. Обычно тот, кто держится дольше всех — тот получает объем рынка. Но если компания подняли цены, из-за чего сейчас и может идти проверка, значит ей деваться было некуда, маржинальность ушла в такой минус, что ситуация стала критической», — резюмировала эксперт.

Проверка как способ борьбы с инфляцией

Директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ, доктор экономических наук Алексей Зубец напомнил «Эксперту», что в свое время «Мираторг» решил очень серьезные задачи по обеспечению России качественной говядиной. Компания взялась за наиболее сложный и капиталоемкий проект: даже срок от рождения животного до поставки мяса в магазин в случае с говядиной самый длинный.

«При этом сейчас страна нуждается в быстром развитии сельского хозяйства. Откуда производители и компании могут взять деньги на развитие? Либо кредиты, либо продажи. Кредиты сейчас закрыты. Хоть ЦБ снизил ставку до 17%, но даже крупные компании пока не могут их себе позволить. Основной источник дохода — подъем цен. Кроме того, нужно повышать зарплаты сотрудникам, закупать корма и так далее. Поэтому очень часто разговоры про картельный сговор являются предлогом для того, чтобы производители снижали цену — такая борьба с инфляцией. Это в корне неверно», — считает Алексей Зубец.

Эксперт также уверен, что договариваться «Мираторгу» на рынке просто не с кем, а потому существование картельного сговора он ставит под сомнение. Тем более, компания, как и многие производители, подвержена влиянию мирового рынка.

«По мясу цены в мире растут, и при всех обстоятельства стоимость на российские продукты подтягивается к мировым, ведь компании заинтересованы в экспорте за рубеж. То, что рост цен на мясо есть, и он постоянный и устойчивый, не вызывает сомнений хотя бы потому, что растет стоимость зерна. А компаниям нужно дать зарабатывать, чтобы у них были средства для дальнейшего развития», — заключил эксперт.