Загадки Индии

К 75-летию дипломатическим отношений Россия и Индия подошли с новой энергией к развитию торговли и инвестиций, ошеломляющими перспективами в этой сфере и, в то же время — необходимостью для наших компаний и ведомств действовать экспансивно, и в то же время продуманно, умело и грамотно

На международной конференции World Space-Biz в Бангалоре, Индия
Читать на monocle.ru

В 2022 году Индия и Россия отметят 75-летие дипломатических отношений. Привилегированный статус отношений подтверждается, в том числе, рядом официальных и неофициальных мероприятий. 

Одна из двух поездок, которые президент России Владимир Путин совершил в 2021 году  это визит в Индию (первой была июньская встреча с президентом США Джо Байденом в Женеве). Этот шаг больше, чем просто символика традиционно теплых российско-индийских отношений и не просто сигнал о том, что во время все более напряженных отношений с Западом у России есть друзья в других частях мира.

Что касается Индии, то в издании Стратегии национальной безопасности России от июля 2021 года отношения с Нью-Дели описываются как «особое привилегированное стратегическое партнерство». В целом этот статус оправдан, однако есть и некоторые барьеры, которые необходимо будет преодолеть, чтобы вывести партнерство на принципиально новый уровень.

В прошлом году Нарендра Моди в очередной раз подтвердил интерес Индии к экономическим проектам на Дальнем Востоке России, тем самым поддерживая продолжение политики Нью-Дели «Взгляд на Восток». В канву активизации российско-индийских отношений укладывается и открытие судоходной линии Владивосток-Ченнай (Восточное побережье Индии), предварительное соглашение о котором было достигнуто на встрече заместителей министров иностранных дел.

В 2022 г. в рамках программы российско-индийского сотрудничества будет активизирована деятельность в области фармацевтики, судостроении и конструкторских работах, в сельском хозяйстве, лесопользовании, а также в области огранки алмазов. К этому списку следует добавить действие программы по работе индийских специалистов за рубежом, которая будет запущена в России в 2022 г.

Специальная военная операция России в Украине стала переломным моментом для части евро-ориентированного бизнеса, который был поставлен в условия поиска альтернативных рынков сбыта продукции, ухода от евро- и долларовых транзакций, а также поиска товаров-заменителей. Теперь российские компании вынуждены искать информацию и изменять своим привычкам.

Несмотря на всеми декларируемый поворот в сторону Азии, российский бизнес не торопиться изменять своим привычкам. Российским государственным корпорациям и бизнесу более привычне вести дела с Европой и быть может еще с Китаем, чем с Индией. Российские СМИ практически не представлены в Индии, а информационный фон и осведомленность остается на довольно низком уровне. У российской общественности довольно ограниченные знания и понимание того, что происходит в Индии. Туризм и культурные контакты в последние годы активизировались, но пандемия сильно ограничила их. 

Один из барьеров, который сильно мешает развитию Российско-индийской торговли, это информационный вакуум. Необходимо повышать уровень и качество информирования обеих сторон о том, что происходит в России и в Индии. Пока что количество информации минимально, зачастую она не достоверна и необходима ее верификация.

Наиболее эффективно было бы создать на базе общественной организации, такой как Деловая Россия, ресурс, который собирал бы достоверную информацию от обеих сторон и интегрировал ее на одной площадке. Например, сейчас некоторая информации доступна на сайте Российского экспортного центра касательно направления экспорта, но по импорту товаров до сих пор такого ресурса нет. В этом плане может помочь аналоговый РЭЦ ресурс, который создан в Индии.

Помимо информационного вакуума, существует другой барьер, связанный со слабой коммуникацией между российскими и индийскими представителями.

Усиление данного направления необходимо как для получения актуальной информации, так и для оперативного решения текущих задач. 2022 год обещает быть не стабильным, уже сейчас мы наблюдаем, что европейские партнеры оказались в зависимости от политической обстановки, поэтому усиление коммуникации видится логичным продолжением мер развития Российско-индийских отношений. Здесь видится создание рабочих групп, которые на уровне МСП будут собирать обратную связь с обеих сторон, консолидировать информацию, выявлять наиболее частые барьеры ведения бизнеса и далее передавать информацию на следующий уровень для оперативного решения поставленных задач.

Как ни банально, одной из наиболее частых ошибок экспортеров является недостаточное знание и погружение в особенности рынка. Перед выходом на любой внешний рынок необходим тщательный анализ, понимание, на какой части территории старны ваша продукция актуальна, кто ваши клиенты, какую нишу вы можете занять и какая ценовая политика вам подходит. Индийский рынок довольно сложный и вместе с тем развитый, на нем уже сложилась жесткая конкуренция. Здесь необходимо учитывать, что в каждом штате свои правила игры, и для успеха понадобятся знания всех особенностей, начиная от языковых и заканчивая религиозными.

Следующий барьер представляет собой отсутствие адаптации или слабую адаптацию продукта под индийский рынок.

Уникальный товар, высокое качество, спрос на рынке  это те важнейшие характеристики, которые на первый взгляд необходимы для выхода на внешний рынок. Однако это лишь вершина айсберга, которую мы можем визуально оценить, измерить и сравнить, не углубляясь в процессы. За любым успешным товаром стоит грамотный маркетинг, адаптация к конкретному рынку, кропотливый процесс поиска и подбора бизнес-партнеров и инвестиции.

Сейчас популярны так называемые компании-фасилитаторы или Торговые дома. Их основной задачей стоит вывод продукта на внешний рынок, который включает в себя анализ рынка, адаптацию продукта под стандарты внешнего рынка, поиск надежных партнеров, расчет различных сценариев  совместное предприятие с локализацией в Индии (тут речь может идти о конкретном штате, которые предлагает наиболее предпочтительные условия и льготы), или, например, экспорт из России с расчетом оптимальной логистики.

На этапе, когда создан уникальный продукт, который зарекомендовал себя на рынке России, многие компании не видят необходимости инвестировать средства в работу экспертов и пренебрегают помощью Торговых домов, считая их разновидностью инфоцыган. С одной стороны, Торговые дома обладают в большей мере общедоступной информацией (статистика, информация о налоговых и юридических аспектах, особенностях штатов и субсидиях), но та уникальная часть данных о внешнем рынке, опыт и знание бизнес-этики, сеть проверенных партнеров, которыми они располагают, дают тот самый ключ к успешному выходу на рынок Индии со всеми его нюансами и возможностями. 

Россия долгие годы делала фокус на сотрудничестве с Китаем, поскольку помимо огромного рынка сбыта и налаженного производства, у России с Китаем есть общие границы, а с Индией  нет. Так что следующий важнейший барьер это логистика между странами.

В этой части особую значимость имеет коридор «Север-Юг», потому что он дает России прямой доступ на индийские рынки через Иран. Индия и Россия расположены относительно близко только на политической карте мира, в действительности основные товары доставляются по морю, и маршрут требует несколько перегрузок, что повышает стоимость транспортировки.

Вопрос логистики между Индией и Россией  это потенциально интересное направление, которое будет развиваться, однако географический фактор долгое время будет затруднять развитие российско-индийских торговых отношений. 

Несмотря на барьеры, такие как информационный вакуум, слабая коммуникация, недостаточное исследование рынка и логистика, российско-индийские отношения имеют огромный потенциал, поскольку геополитическая обстановка меняется, и самое время российским компаниям сделать ставки на в высшей степени перспективного странового партнера на Востоке.