Первый за 11 лет подъем Европейским центробанком ставок оказался самым резким с 2000 года – сразу на 50 б.п. Это вызвало распродажи облигаций еврозоны. Регулятор обещает бороться со спекуляциями новым инструментом, названным им TPI, но это просто старая добрая скупка падающих бумаг.
Хотя о том, что ЕЦБ непременно поднимет ставки 21 июля, было известно еще с июня, тому удалось удивить рынок. Еще несколько дней назад поступавшие от регулятора сигналы говорили о том, что подъем будет на 25 базисных пунктов. Лишь во вторник Reuters со ссылкой на источники сообщило, что на столе будет и вариант с 50 б.п. Однако только 4 из 53 экономистов, опрошенных Bloomberg, предсказали, что в борьбе с ускоряющейся инфляцией ЕЦБ и в самом деле пойдет на такой шаг.
«Совет управляющих счел целесообразным сделать более масштабный первый шаг на пути нормализации процентных ставок, чем тот, о котором просигнализировал на предыдущем заседании», – говорилось в заявлении регулятора. Ставки по основным операциям рефинансирования, по маржинальной кредитной линии и депозитной линии вырастут с 27 июля на 50 б.п. до 0,5%, 0,75% и 0% соответственно.
На этой новости евро подскочил до максимума с 5 июля – $1,0278. А европейские акции и облигации пошли вниз. Германский DAX, уже снижавшийся к моменту объявления, в течение часа потерял еще порядка 1%, на минимуме дня его снижение составляло 1,4%. Ушел в отрицательную область и французский CAC 40, до этого прибавлявший. А итальянский FTSE MIB рухнул почти на 3%.
Доходность 10-летних германских облигаций подскочила с 1,26% до 1,369%, а французских – с 1,81% до 1,96%. Но хуже всего дела, как и в случае с акциями, обстояли в Италии. Местные облигации распродавались особенно активно.
Их доходность в среду составляла 3,3%, что само по себе не мало (еще в декабре она была меньше 1%). В четверг же она взлетела до 3,752%. Рост начался на фоне отставки премьер-министра Италии Марио Драги, но подъем ставки придал распродаже облигаций новый импульс.
По этой стране ужесточение денежно-кредитной политики ЕЦБ бьет особенно сильно, хотя с проблемами рискует столкнуться и еще ряд периферийных стран Европы с высокими долгами. Самое последнее, чего желал бы европейский центробанк, это долговые кризисы, но он вынужден поднимать ставки максимально быстро на фоне инфляции, достигшей 8,6% и имеющей все шансы продолжать рост. Между тем, на горизонте еще и рецессия.
«ЕЦБ начинает подъем ставок в резко замедляющейся экономике, сталкиваясь с серьезным стагфляционным шоком, который совершенно неподвластен его контролю, а также – с политическим кризисом в Италии, который представляет из себя сложную дилемму суверенного риска, – цитировал в четверг CNBC главного стратега Principal Global Investors Симу Шах. – Нет ни одного центробанка на развитых рынках, который находился бы в худшем положении, чем европейский».
И вчера ЕЦБ представил новый инструмент для борьбы с долговыми кризисами: Transmission Protection Instrument (TPI). Он станет «дополнением к инструментарию Совета управляющих и может быть задействован для противодействия необоснованной, беспорядочной динамике рынка».
По отношению к великим рыночным силам несколько даже непочтительно. Подобные же инструменты неофициально называют включением печатного станка. За более чем десятилетие разнообразных количественных смягчений к этому, правда, привыкли. А речь, в конце концов, идет о покупке ценных бумаг проблемных стран центробанком.
Масштабы их скупки с рынка, как сообщается в пресс-релизе ЕЦБ, будут зависеть от серьезности рисков и не ограничиваются заранее. Покупки в рамках TPI будут сосредоточены на ценных бумагах госсектора со сроком до погашения 1 – 10 лет. Но при необходимости, отмечает регулятор, можно рассмотреть возможность приобретения ценных бумаг частного сектора.
Все это несколько успокоило рынки. Акции с облигациями пошли вверх, а курс евро – вниз. CAC 40 даже закончил день в плюсе на 0,27%, а доходность французских и германских облигаций вернулась к уровню среды.
Но итальянские акции и облигации, хотя немного и подросли, на прежние позиции так и не вернулись, что, впрочем, не удивительно. Долги по-прежнему высоки, ставки растут, а политический кризис все идет – без TPI на полных оборотах здесь уже не обойтись.