Стоит ли Москве опасаться нового среднеазиатского союза

В активизации интеграционных процессов на постсоветском пространстве, в частности, на территории Средней Азии, некоторые наблюдатели усматривают формирующуюся угрозу России. Однако такие выводы делать пока рано

Читать на monocle.ru

Небеспочвенные страхи

«Средняя Азия создает антироссийский союз». Именно такую реакцию можно было увидеть в российских (да и некоторых среднеазиатских) СМИ, комментирующих саммит региональных стран, который прошел 20-21 июля. Особенностью этого саммита было отсутствие на нем России - местные вели переговоры исключительно с местными. Соответственно, предполагают эксперты, речь шла о консолидации либо на антироссийских началах (ведь любая такая организация подрывает позиции ОДКБ и Евразийского союза как главных, по сути, военных и экономических интеграционных проектов региона), либо как попытка просто минимизировать влияние России в регионе потому, что Москва превратилась в «неудобного партнера».

Действительно, во всех без исключения среднеазиатских странах – включая вроде как ближайших союзников России в лице Казахстана и Киргизии – так или иначе наблюдаются элементы такой политики. В этих странах переписывается история (из которой вымарывается ключевая роль России в создании нынешних среднеазиатских государств), вытесняются русскомыслящие люди (достаточно привести пример с «языковыми патрулями» в Казахстане), активно работают западные НПО, продвигающие антироссийскую идеологию (особенно много их в Киргизии). И, что самое важное, местные элиты не готовы пересматривать данную политику искусственной антироссийской национализации – просто потому, что она является единственно возможной схемой по форсированному созданию национальных государств. 

При этом с экономической точки зрения Россия воспринимается многими как «неудобный партнер» из-за введенных против нее западных санкций, ограничивающих возможности третьих стран торговать с Россией (ведь в этом случае США угрожают ввести санкции и против них). Ряд руководителей среднеазиатских государств уже заявили о том, что собираются эти санкции соблюдать, что напрямую скажется на их экономическом благополучии (ведь они в силу интеграционных и объективных причин завязаны на российский рынок), а также взаимоотношениях с Москвой – слова о «соблюдении санкций» теми же казахскими министрами вызвали крайне жесткую реакцию как со стороны российской общественности, так и со стороны политиков.

Бумажные объятья

Однако несмотря на все эти объективные и субъективные проблемы формирование какого-то антироссийского союза (или даже альтернативы Евразийскому союзу и ОДКБ) силами местных стран крайне маловероятно. Тому тоже есть несколько причин.

Во-первых, формирование нового союза (экономического или оборонного – не важно) требует нового добровольно делегирования суверенитетов, до чего среднеазиатские страны ментально еще не доросли. Все из них находятся на стадии формирования национальных государств (которые существуют, напоминаем, всего три десятка лет), а значит полный и безусловный суверенитет является важнейшим элементом их политики. Кроме того, между элитами среднеазиатских стран слишком много противоречий (например, между казахами и узбеками), и даже конфликтов (достаточно вспомнить бои на таджикско-киргизской границе). Они просто не договорятся. 

Во-вторых, страны Средней Азии нуждаются в защите от внешних и внутренних угроз – прежде всего исходящих от исламистских организаций, а также противоречий внутри элиты и побочных процессов от националистического курса. Январские события в Казахстане (который еще недавно считался самым стабильным среднеазиатским государством) показали, что справиться с этими угрозами самостоятельно страны региона не в состоянии – тот же казахский режим после захвата боевиками Алматы стал буквально сыпаться на глазах, и лишь российское вмешательство позволило президенту Касым-Жомарту Токаеву сохранить власть, а возможно даже и жизнь. Что же говорить о важности российского военного зонтика для Таджикистана с его афганской границей или Киргизией с ее вечными межклановыми противоречиями? При этом российский зонтик сменить на какой-то зарубежный аналог нельзя по причине отсутствия этого аналога. Американцы заинтересованы в дестабилизации региона, турки – в исламизации, у Ирана других проблем достаточно, а к китайцам у жителей Средней Азии очень сложное отношение по причине слишком уж жесткой экономической политики кредиторов и бизнесменов из Поднебесной на среднеазиатском пространстве. 

Наконец, в-третьих, у Средней Азии банально нет альтернативы российскому рынку. Рынку, где работают миллионы граждан Узбекистана, Киргизии и Таджикистана, и с которого перечисляют домой суммы, эквивалентные расходной части ВВП национальных бюджетов. Да, сейчас объемы переводов уменьшились из-за кризиса – однако они до сих пор являются важнейшим оплотом национальных экономик, а также антикризисным механизмом для местных режимов (которым не нужно создавать новые рабочие места для снижения безработицы, а также в меньшей степени думать о том, как обеспечить семьям минимальный доход и избежать голодных бунтов).

Именно поэтому антироссийские настроения в Средней Азии могут существовать и развиваться в реальности (и это уже вопрос к российским структурам, занимающимся мягкой силой), однако Центральноазиатский союз реализуется лишь на бумаге и в умах отдельных сотрудников западных или околозападных НКО, окормляющихся на эту тему. «Вопрос о сотрудничестве в рамках 5 стран региона обсуждается уже несколько лет. Действует постоянная консультационная площадка, но она совершенно не результативна, подписываются декларации из общих слов, реальные вопросы не решаются, - поясняет Эксперту Online глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович. –  Интеграционные проекты в регионе не могут существовать без участия России. Экономика - это ЕАЭС, потому что Россия основной источник капитала, рынок сбыта сырья, аграрной продукции и рабочей силы. Безопасность - это ОДКБ, потому что без России страны региона не могут отражать основную афганскую угрозу, это показала серия прошлогодних учений в пограничных республиках. Без России можно собираться, но решать реальные вопросы затруднительно».