Благодаря визиту Нэнси Пелоси на Тайвань рынки изменили оценки риска мировой рецессии. Перспектива развития конфликта между крупнейшими экономиками планеты обрушила азиатские, европейские и американские акции, но подняла цену на золото.
В преддверии посадки самолета со спикером палаты представителей конгресса США Нэнси Пелоси на тайский аэродром инвесторы начали выходить из рисковых активов. В первую очередь продавали акции потенциальных участников разжигаемого этим вояжем конфликта.
Китайский индекс Shanghai Composite потерял 2,26%, а Shenzhen Component – 2,37%. На сессионных минимумах оба они падали более чем на 3%. Гонконгский Hang Seng упал на 2,36%. Такие тяжеловесы, как акции Alibaba и Meituan, потеряли 2,85% и 2,11% соответственно. Индекс Hang Seng Tech рухнул на 3,01%.
Тайваньский TWSE упал на 1,56%. Акции крупнейшего производителя микросхем Taiwan Semiconductor Manufacturing Company потеряли 2,38%.
Снижались и фьючерсы на ведущие американские индексы. А после открытия торгов в США упали и акции. В течение дня S&P 500 снижался на 0,94%, Dow – на 1,15%, а Nasdaq – на 0,88%.
Страны ЕС начали обозначать свою сторону в этом противостоянии (разумеется, они выбрали США и Тайвань), так что упали и европейские индексы. Германский DAX терял 1,1%, французский CAC 40 – 0,9%, а итальянский FTSE MIB – 1,2%.
Почти никто, разумеется, не ожидал, что с самолетом Нэнси Пелоси в путешествии, от которого ее настойчиво предостерегал Китай, что-либо случится. Хотя в СМИ что-то подобное и звучало.
«Честно говоря, я был бы очень удивлен, если бы Пекин предпринял что-то серьезное, с угрозами физической силой, – говорил CNBC директор Китайского глобального исследовательского центра Школы перспективных международных исследований Джона Хопкинса Эндрю Мерта. – Я имею в виду, что это не исключено, но я был бы очень удивлен».
Но были возможности каких-либо иных, в том числе и случайных, инцидентов. Например, связанных с анонсированными КНР боевыми стрельбами и испытанием ракеты. Главный же риск – дальнейшее развитие этого сюжета. Для его реализации совершенно не нужно применять оружие – достаточно обострения экономического конфликта.
«Мы видим усиление напряженности между двумя крупнейшими экономиками мира, и это начинает сказываться на аппетите к риску», — пояснял во вторник Reuters старший рыночный аналитик Oanda Эдвард Мойя.
В ситуации, когда в США ВВП снижается два квартала подряд, а в КНР темпы роста упали уже до 0,4%, торговые войны и иные трения могут привести сразу две крупнейшие экономики к рецессии. Кстати, если считать не по номиналу, то первое место здесь давно за КНР.
По данным МВФ, доля Китая в мировом ВВП, рассчитанном по паритету покупательной способности, по итогам 2021 года составила 18,62%. У США она равнялась 15,74%, а у ЕС – 14,85%. При этом рост в Европе тоже уже замедляется.
На троих у них 49,21%, так что речь идет о мировой рецессии, даже если падение не затронет другие страны. Но в случае разрастания конфликта оно их, безусловно, затронет.
На таком фоне вырос спрос на защитные активы. В результате золото впервые с 5 июля превысило отметку $1800 за тройскую унцию и достигло $1805. Вырос и индекс доллара (его курс к корзине из 6 валют), достигнув 106,11 пунктов.
Однако благополучная посадка самолета Нэнси Пелоси на Тайване и ее заявление о том, что этот визит не изменил давнюю политику США в регионе, несколько охладили ситуацию. Котировки золота пошли вниз, а акций – вверх. Европейские индексы, однако, так и закрылись в «красной зоне», а вот американские даже вышли в плюс. Позднее вечером S&P 500 и Dow, однако, вернулись на отрицательную территорию. Пелоси пока заночует на Тайване, да и в остальном ситуация пока не разрешилась.
«История с Тайванем вписывается в более широкую тему отказа от риска, — говорил во вторник вечером Bloomberg глава отдела глобальной валютной стратегии TD Securities Марк Маккормик. – Это вызывает обеспокоенность по поводу проблем глобального роста, особенно если геополитическая напряженность и побочные эффекты усугубляют инфляционные опасения. В свою очередь, это заставляет центральные банки продолжать борьбу с инфляцией, несмотря даже на явное замедление глобального роста».